События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ откроется выставка двух Санкт-Петербургских художников

20 декабря 2022
Галерея современного искусства ГМИИ РТ

22 декабря в 16:00 в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоится открытие выставки двух Санкт-Петербургских художников — Екатерины Бородавченко и Алана Хатагты. «Смех, слезы и сны» — экспозиция, где все картины исполнены в круглом формате, именуемом «тондо» (итал. tondo — круг, круглый). Авторы проекта будут лично присутствовать на открытии.

Картина круглого формата (тондо) — особенное событие в творчестве художника, и совместный проект Екатерины Бородаченко и Алана Хатагты фиксирует актуальность этого старинного и редкого типа картины: все произведения выставки выполнены именно в таком формате. На экспозиции будет представлено более 70 произведений двух авторов, каждый из которых характеризует один из вариантов популярных смайлов (они же «эмодзи»), используемых в переписках через месседжеры. Эта выставка — попытка очеловечить виртуальный мир, совершив переход в реальный, окружающий мир.

«Смех, слёзы и сны» — это живописный проект супружеской пары из Санкт-Петербурга, Алана Хатагты и Катерины Бородавченко. Художники работают в области современного реализма, соединяя классическую живопись и актуальный сюжет.

Проект примечателен тем, что все представленные работы круглой формы. Картины Алана показывают истории, увиденные то ли наяву, то ли во сне. Они словно выхвачены лучом света из бесконечного потока обыденных, слившихся воедино бытовых ситуаций и пригрезившихся видений.

Произведения Катерины — это «ожившие» эмодзи из популярных мессенджеров. Так называемые «Смайлики» стали настолько неотъемлемой частью нашего виртуального общения, что художница захотела создать портреты этих эмоций, используя образы реальных людей.

Выставка будет открыта до 26 февраля 2023 года.

Искусствоведческая справка о проекте:

Круг — символ космоса, и вписанное в него изображение приобретает особенную значительность, даже сакральность. Фигуры в круге чаще многозначительно предстают перед зрителем, нежели действуют, но если действие происходит, то продиктованная форматом композиция придает ему ритуальный характер. Изображение в круге изымается из конкретного времени и места, оно встраивается в некий глобальный цикл: священную историю, круговорот бытия или поток времени.

Катерина Бородавченко и Алан Хатагты проверяют на прочность репутацию формата тондо и вековые стереотипы его восприятия. Их крупномасштабная реалистическая живопись с резкими эффектами светотени выглядит квазиклассически, но вместо возвышенных гармоний нас ждет совершенно новая интрига.

Работы Катерины Бородавченко заставляют вспомнить один уникальный случай в истории тондо — работу Караваджо «Голова Медузы Горгоны». Единственное, что на ней изображено, — это отрубленная голова змееволосой женщины, на лице которой застыла гримаса предсмертного крика, — выражение ужаса, вызывающее ужас в ответ. Формат был продиктован заказчиком, пожелавшим украсить картиной парадный щит. Но мы привыкли видеть в тондо нечто большее, и «Медуза» стала символом слома канонов красоты и гармонии с наступлением новой эпохи.

Тондо Катерины Бородавченко по-своему покушаются на культурные стереотипы изображения женщины. Крупные планы обнажают дефекты и несовершенства, мимика искажает черты прекрасных лиц. В стремлении быть понятыми героини выражают свое эмоциональное состояние с максимальной наглядностью, совсем не заботясь о привлекательности. Лицо-улыбка, лицо-пронзительный крик, лицо-возбужденный взгляд, — художница создает свой личный каталог эмодзи. В мессенджерах мы легко понимаем язык этих схематичных картинок: иногда нам достаточно просто получить или отправить эмодзи, чтобы коммуникация состоялась. Но живые эмодзи, созданные Катериной, не обозначают эмоции, не сообщают о них, а настойчиво транслируют их зрителю, взывая к сопереживанию: чтобы вызвать ужас, нужно стать чем-то ужасным, нужно вырваться во внешний мир, деформировать его и себя, нарушить возвышенную гармонию тондо.

Проект Екатерины Бородавченко и Алана Хатагты фиксирует актуальность этого старинного и редкого типа картины: утрачены гармония и ясность, в условный, поверенный алгеброй мир врывается жизнь: виртуальная или реальная, — кто их теперь разберет!

Министерство культуры РТ


Другие новости раздела


19 мая 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы