События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Большие гастроли Вахтанговского театра в Казани

18 апреля 2022
театр Камала

Со 2 по 6 июня в Казани пройдут «Большие гастроли» театра имени Евгения Вахтангова (г.Москва). На Большой сцене театра Камала один из самых популярных театров России сыграет свои лучшие спектакли — «Евгений Онегин» и «Война и мир» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Гастроли пройдут в рамках VII Международного театрального-образовательного форума «Науруз» и гастрольного тура к 100-летию Театра Вахтангова.

2, 3 июня, «Война и мир», Л.Н.Толстой.

О спектакле:

8 ноября 2021 года, в канун векового юбилея Вахтанговского театра, состоялась главная премьера сезона — спектакль по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса. Сценограф — Адомас Яцовскис, хореограф — Анжелика Холина, художник по костюмам — Мария Данилова, композитор — Гиедрюс Пускунигис. В музыкальную ткань партитуры «Войны и мира» композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишневый сад» (1990) как дань светлой памяти Маэстро.

В спектакле играют артисты всех поколений Вахтановцев, среди которых народные артисты Людмила Максакова, Ирина Купченко, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Юрий Шлыков, Евгений Карельских; заслуженные артисты Олег Макаров, Виктор Добронравов, Мария Волкова; ведущие молодые актёры Ксения Трейстер, Екатерина Крамзина, Мария Бердинских, Анна Антонова, Павел Попов, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров и другие.

«Литовец, состоявшийся как феномен русской театральной культуры» вернул славу Вахтанговскому театру, развернув его репертуар в сторону русской классики. Здесь он поставил свои лучшие спектакли — «Ревизор» Николая Гоголя, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Мастер шутит, что к выбору постановки масштабного романа «Война и мир» его привела «гордость мысли».

Римас Туминас о спектакле «Война и мир»:

«Для правильного прочтения Толстого, следует понимать слово «мир», как вселенную, как человечество. Но есть еще и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»... Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл.

Спектакль требует элегантности, простоты. Раньше мы нагружали себя бутафорией, сейчас нам ничего не нужно. Все будет чище. Лишь пустое пространство и актер. У нас огромная стена на сцене, на которой ничего нет, но в ней свои смыслы, и зритель их сам прочитывает в своем воображении, дополняя игру актера. Все заменяют световые потоки, высокое актерское понимание судеб, истории. И понимание театра — что мы делаем. Какие сигналы мы подаем сегодняшнему театру? Как мы сами понимаем театр?

Ведь современность театра — в способе мышления. Надо играть идею — идею Пьера, идею Андрея. Это подход актера к персонажу, к роли, познание, размышление... И мне нравится, что на репетиции как-то все размышляют по поводу текста, по поводу эпохи, по поводу нравов, культуры и по поводу театра нынешнего дня. Сегодняшней нашей жизни.

Наверное, нашему зрителю будет чего-то не хватать. Каких-то близких сцен, чего-то, к чему он привык, в чем есть дань традициям. Или стереотипам. Но этот спектакль должен быть прозрачен. Ясен. Точен. Понятен всюду.

Все пробуждает воспоминания. Память — это родина души. Эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Все идет из детства. Голоса. Смех Пети».

5, 6 июня, «Евгений Онегин», А.С.Пушкин.

О спектакле:

Не часто в драматическом театре мы встречаемся с «Евгением Онегиным» Пушкина. Чтецкие программы и оперные интерпретации превалируют.

В Театре Вахтангова режиссер Римас Туминас, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Олег Макаров и молодые артисты решили воплотить роман в стихах в драматической форме. Осторожно, импровизационно, пытаясь найти сценический эквивалент слову, сюжету, ничего не разрушая и стараясь ничего не пропустить. Это наше познание Пушкина, его героев, их мира, пространства России.

«Кого ж любить? Кому же верить?»

Кажется, что о Пушкине мы знаем все. Но и тома серьезных изысканий литературоведов и философов не могут до конца постичь феномен поэта.

Александр Сергеевич — «наше все» — непознанное, загадочное. И всякий раз, обращаясь к нему, опасаешься повториться в восприятии, стремишься избежать штампов, знания, которому противится поэт, ибо он всегда больше — неразгаданнее. Он не исчерпывается сюжетом.

«Евгений Онегин» — это что? Философское размышление о жизни в поэтической форме? — не только, история любви — не совсем. Это огромное пространство мира и чувств, которое вместило все эпохи, игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение.

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» и в высшей степени народное произведение, роман в стихах, написанный в эпоху романтизма, где «современный мир предстал со всем его холодом, прозою и пошлостью».

И, вместе с тем, по словам Белинского, «Онегин — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась с такой полнотой, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».

«Евгений Онегин» — это простор России, судьбы его героев, обычаи, устои, культура, природа.

Это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся трезвому анализу русский характер. Это русское общество во всех его ипостасях — наивной прелести языческой деревни и в холодной чопорности высшего света. Это отважная трепетность Татьяны и игривая наивность Ольги. Это «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Спектакль Римаса Туминаса разрушает стереотипы, он, как всегда, авторский, увиденный и выстроенный полифонично, музыкально, жестко и эмоционально. Режиссеру чужд поэтический флер, он ломает ритмическое построение фразы, его влечет проза жизни, он враг выспренности и ложной лиричности.

Своим спектаклем он разрушает «хлам воспоминаний» ранее увиденного и прочитанного. Он открывает новый смысл в характере и сюжете.

Гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Казани организованы в рамках федеральной программы «Большие гастроли» и при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. «Большие гастроли» реализуются ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.

Министерство культуры РТ


Другие новости раздела


8 октября 2022 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы