Среди предпринимателей Казани стало больше женщин

По результатам социологических исследований, проведенных Комитетом поддержки предпринимательства Казани, процентное соотношение женщин и мужчин среди городских предпринимателей изменилось. Если два года назад среди бизнесменов Казани было 63% мужчин, то в настоящее время соотношение мужчин и женщин примерно равное. Об этом и о других результатах изучения предпринимательской среды сообщила сегодня на брифинге в администрации города председатель Комитета поддержки предпринимательства Казани Ирада Аюпова.
Подобный опрос проводится Комитетом в четвертый раз. В этом году в нем приняли участие 437 предпринимателей, более трети из них — предприниматели без образования юридического лица, остальные — юридические лица.
Средний возраст предпринимателей Казани — 39 лет. Отличительной чертой казанского бизнеса является высокий уровень образования — более 72% предпринимателей закончили высшие учебные заведения. Причем этот показатель остается стабильным на протяжении последних нескольких лет.
71% опрошенных состоит в браке, 95% имеют детей.
По словам Ирады Аюповой, три года назад половина респондентов ставила карьеру на первое место в списке жизненных приоритетов и полагала, что семья и дети «подождут».
Около 70% участников опроса оценивают результаты своей деятельности положительно, рассматривая предпринимательскую деятельность как единственно возможный источник дохода. 6% опрошенных недовольны результатами своей работы и намерены сменить род деятельности.
Годовой оборот менее 1 миллиона рублей имеют 38,5% предпринимателей — участников опроса, от 1 до 10 миллионов рублей — 31,2%, от 10-50 миллионов рублей — 12,5%, более 59 миллионов — 1,4%. Отказались назвать сумму годового оборота 16% опрошенных.
Яркой тенденцией Ирада Аюпова считает изменения в характере отношений предпринимателей к своей деятельности. Если несколько лет назад предприниматели желали для своих детей «лучшей доли», то теперь большая часть опрошенных к своему бизнесу относится как к семейному предприятию, формирует его на долгие годы и намерена передать по наследству детям.
Следующим этапом исследований стало проведение фокус-групп, в которых участвовали предприниматели, представляющие определенную сферу экономики (ЖКХ, производство, строительство и т.д.). Целью этих исследований было выявить актуальные проблемы бизнеса и их решения в форме живого диалога.
В ряду проблем, названных бизнесменами города — кадровый дефицит. По словам Ирады Аюповой, предприниматели ощущают нехватку квалифицированных рабочих — слесарей, трактористов, машинистов, водителей. Актуальными проблемами предпринимателей, по-прежнему, остаются проблемы административных барьеров, нестабильности налоговой базы и отсутствия единых регламентов.
Анна Ахмадеева, Intertat.ru