События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

В музее Салиха Сайдашева пройдет вечер памяти Альберта Лемана

26 октября 2005
В музее Салиха Сайдашева пройдет вечер памяти Альберта Лемана

Сегодня в музее Салиха Сайдашева состоится вечер «Леман. Творчество и судьба», посвященный 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Чувашской АССР, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, педагога и композитора Альберта Лемана.

Это очередной вечер в рамках цикла «Казань музыкальная: XX век. Творческие портреты», проводимого музеем с 2002 года.

На вечере памяти Лемана соберутся его лучшие ученики-композиторы и пианисты, а также ближайшие родственники, проживающие в Казани и музыковеды.

Как сообщили Intertat.ru в музее Салиха Сайдашева, на вечере памяти в исполнении преподавателя фортепиано Казанской консерватории Эльзы Ахметовой, солиста Государственного оркестра филармонии имени Габдуллы Тукая Евгения Сидорова (гобой), профессора консерватории, скрипача Марата Ахметова прозвучат произведения композитора Лемана.

Кроме того, мероприятие посетят член союза композиторов, профессор консерватории Леонид Любовский, член союза композиторов, профессор консерватории Борис Трубин, член союза композиторов Ренат Еникеев, член союза композиторов, профессор консерватории Мирсаид Еникеев, а также последняя ученица Лемана композитор Светлана Зорюкова.

На вечере памяти также прозвучат произведения композитора из аудио- и видеоархива.

Альберт Леман родился 7 июля 1915 года в городе Вольске (Саратовской губернии) в семье профессиональных музыкантов. Музыкальные способности проявились рано, с 7 лет он обучался на фортепиано. С 12 лет подрабатывал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах, сопровождая музыкальными импровизациями сеансы немого кино. Этот опыт работы пробудил в юноше композиторские способности. Поэтому в 1935 году Альберт Леман поступил в Ленинградскую консерваторию на композиторский факультет в класс профессора М.Ф. Гнесина, а в 1936 году был зачислен в класс специального фортепиано профессоров Голубковой и Нильсена.

Необычная музыкальная атмосфера консерватории, энтузиазм педагогов и студентов, активная концертная жизни Ленинградской филармонии с участием прославленных музыкантов из многих стран мира оказали большое влияние на молодого музыканта. В студенческие годы проявился его глубокий интерес к новой музыке композиторов XX века: Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Беллы Бартока, Мориса Равеля, Шенберга, Берга, Веберна и других. Будучи студентом консерватории, Альберт Леман был принят в Союз композиторов СССР. Им были написаны романсы на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, цикл песен на стихи Глобы, детский балет «Три толстяка», ряд камерных произведений. Заканчивая консерваторию, Леман представил в качестве дипломной работы симфонию, фортепианный концерт в авторском исполнении, вокальные произведения,

В 1942 году Леман в числе других музыкантов был эвакуирован в Казань. С этого времени вся его творческая, музыкально-общественная, педагогическая деятельность была связана с развитием музыкальной культуры нашей республики (с 40-х по 70-е годы),

В 1945 году в Казани открылась консерватория. Альберта Лемана пригласили преподавать одновременно по двум специальностям — композиции и фортепиано, впоследствии Альберт Семенович стал проректором. Альберт Леман обладал блестящими знаниями в области музыки, литературы, философии, живописи, психологии. Он был человеком большой культуры, эрудиции, умел разглядеть индивидуальные черты, качества, способности своих учеников и помогал их развивать. Эта одна из особенностей Лемана как педагога,

Альберт Леман стал одним из создателей татарской композиторской школы. Его учениками были Шамсутдинов, Бакиров, Валилуллин, Монасыпов, Яруллин, Белялов, Еникеев, Ахметов, Зорюкова, Любовский, Луппов, Руденко, Блинов, Трубин, Кроме того, в классе Лемана воспитывались композиторы Башкирской, Марийской, Чувашской, Тувинской, Удмуртской республик, Алтайского края и других областей. Из пианистов наиболее известны Ахметова, профессор Казанской консерватории; Захарова. В 1970 году Леман был приглашен в Москву, возглавлял кафедру композиции в консерватории.

В деятельности Лемана большое место занимает композиторская работа. Он сочинял много, плодотворно, в самых разных жанрах, всегда талантливо. Среди произведений 40-50-х годов, вошедших в сокровищницу татарской музыкальной культуры, следует назвать симфоническую сюиту «Татарские напевы», Праздничную увертюру, балетную сюиту, концерт для скрипки с оркестром (удостоенный в 1952 году Государственной премии СССР), Третий фортепианный концерт, Татарскую рапсодию для симфонического оркестра. Скрипичные и фортепианные концерты Лемана исполнялись в Москве, Ленинграде, Казани. Отличный пианист, он часто выступал и сам с исполнением фортепианных произведений.

В 60-70-е годы композитор отдавал предпочтение крупным формам в творчестве — хоровым и симфоническим. Так были созданы оратории «Ленин», «Атланты», «Песни Поморья», «Дюны поют»; хоровой цикл «Вятские песни», кантата «Карелия моя»; концертная симфония, концерт для оркестра, концерт для трех флейт и струнного оркестра; музыкально-драматическое действо «Голоса времен» для хора, солистов, чтецов и оркестра.

Все произведения Лемана отличаются глубоким содержанием, изобретательностью, новаторством.

Кристина Иванова, Intertat.ru

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

18 декабря 2017 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы


Информация предоставлена: