Кен Ливингстон: «Нельзя бесконечно строить дороги, нужно развивать общественный транспорт»
В Казани прошли первые выступления ведущих мировых экспертов в рамках проекта «Made in Kazan». Старт циклу лекций дал британский политический деятель, экс-мэр Лондона Кен Ливингстон, который выступил в Международном информационном центре Деревни Универсиады. Он рассказал о собственном опыте реформирования транспортной системы и посоветовал главам других городов смело претворять в жизнь идеи, ориентируясь на долгосрочные перспективы развития. Слушателями первой лекции из цикла эксперт-классов стали более 1200 человек, в их числе — Мэр Казани Ильсур Метшин.
Также слушателями лекции стали помощник Президента РТ Наталия Фишман, руководитель Исполнительного комитета Казани Денис Калинкин, руководитель Аппарата Исполкома Игорь Сивов, главы районных администраций и другие.
Выступление британского политического деятеля неслучайно стало первым в череде эксперт-классов, которые будут проходить в Казани в течение двух дней. Тема лекции Кена Ливингстона затрагивает одну из наиболее насущных проблем для жителей всех крупных городов мира — организация транспортной системы в условиях постоянно растущего количества автомобилистов. Экс-мэр Лондона с этой проблемой столкнулся в самом «запущенном» виде: как рассказал политик, к моменту, когда он пришел к власти в 2000 году, улицы Лондон были заполнены машинами, а общественный транспорт в городе зачастую пустовал. Это стало результатом того, что в столице Великобритании долгое время проводилась политика, направленная на сокращение общественного транспорта, считает эксперт. Так, широко известно мнение Маргарет Тэтчер о том, что успешные люди должны передвигаться на собственном автомобиле. В результате, в городе очень долго прослеживалась тенденция сокращения инвестирования общественного транспорта. К примеру, в числе прочего был принят план по сокращению железнодорожной сети на 30%.
При этом для расширения дорог в Лондоне сносились жилые дома, что вызывало недовольство горожан. «В результате такой политики к 1973 году машинами были заполнены все улицы города. Очевидно, что стратегия расширения дорожной сети была ошибочной, потому что чем больше строилось дорог, тем больше становилось машин, и тем больше пробок появлялось в городе», — считает К.Ливингстон.
По словам К.Ливингстона, в начале своей карьеры он часто использовал общественный транспорт для того, чтобы добраться на работу, и видел, что пассажиров в нем почти нет. Но в течение нескольких лет ему удалось в корне изменить эту ситуацию. Для этого он провел ряд кардинальных реформ. В первую очередь политик снизил стоимость проезда, упростив схему оплаты: в городе ввели пятизонную систему варьирования тарифов за проезд в метро. 5,5 тыс. старых автобусов, которые колесили по улицам «туманного Альбиона», были заменены на 8 тыс.новых, менее вредных для окружающей среды. Также на дорогах выделили специальные полосы для общественного транспорта. Это принесло свои плоды — многие жители города, вынужденные на собственном авто терять время, стоя в пробках, предпочли пересесть на общественный транспорт.
Еще одна мера, к которой прибегнул бывший глава Лондона, была почерпнута из опыта Сингапура: въезд в центр города на собственном автомобиле сделали платным. По словам К.Ливингстона, сделать это было просто необходимо — в центре города из-за огромного машинопотока была сильная загазованность воздуха выхлопными газами, что сказывалось на здоровье жителей. Другие города эту систему не внедряли из-за того, что боялись реакции жителей. В Лондоне на то, чтобы она прижилась, ушло 2,5 года. «В это время более 90% отзывов, реакций горожан были негативными. Но отношение к системе изменилось, когда скорость движения значительно выросла», — отметил К.Ливингстон и добавил, что трафик снизился на 40% вместо планируемых 20%. Но главным результатом проекта стало существенное снижение выбросов — на 12,5%. Позже зоны низкого выброса выхлопных газов стали вводить по всему городу.
«Нельзя бесконечно строить дороги, тем более в современных климатических условиях. Гораздо эффективнее — уделять внимание развитию общественного транспорта. Это приводит к снижению выбросов, — подчеркнул К.Ливингстон. — Политики боятся негативной реакции населения, но нужно ориентироваться не на сиюминутные отзывы, а думать о долгосрочной перспективе».
После выступления политический деятель пообщался с аудиторией и ответил на вопросы слушателей, которые они могли задать с помощью смс-сообщений. Всего за время лекции поступило более 100 вопросов. Так, у эксперта спросили, стоит ли развивать в городе велодвижение, отметив, что недавно в городе прошла очередная «велоночь». «Выделенные велодорожки — это важная составляющая развития любого города», — ответил К.Ливингстон.
Выступление урбаниста Вукана Вучика, которое продолжило серию мастер-классов проекта, во многом перекликается с темой доклада Кена Ливингстона. Один из главных мировых экспертов по вопросам планирования городов и транспортных систем также отметил, что в городе, построенном на частном транспорте, жить невозможно, да и с экономической точки зрения невыгодно. В выступлении он привел конкретные примеры городов, сделавших большой шаг вперед в обновлении транспортной системы: Богота, Бордо, Вена, немецкие города. «Ситуация, когда город превращается в огромную парковку — недопустима. Город должен быть не для машин, а для человека», — отметил В.Вучик. Он также рассказал, что трамваи, которые до недавнего времени считались устаревшим видом транспорта, теперь снова набирают популярность — во всем мире сделана ставка на развитие электротранспорта. В этом плане показателен и пример Казани, которая выбрала схожий путь развития транспорта.
Напомним, в Казани разработан проект комплексной схемы организации дорожного движения на 2014-2020 годы с перспективой до 2030 года. КСОДД позволит усовершенствовать организацию движения на улично-дорожной сети Казани — снизить количество заторов, увеличить скорость движения личного и общественного транспорта, повысить безопасность дорожного движения и качество транспортного обслуживания, снизить объемы парниковых выбросов, создать комфортную транспортную среду для жителей и гостей города. Так, в числе прочего в городе планируется применить концепцию единого городского парковочного пространства на улично-дорожной сети, внедрить систему мониторинга выброса парниковых газов, развить пешеходную и велосипедную инфраструктуры, а также систему движения грузового транспорта.
Пресс-служба мэрии Казани