Фотовыставка Андрея Титова «Сопромат»
25 ноября в 17.00 в Выставочном зале Музея ИЗО РТ (ул.К.Маркса, 57, 1 этаж) открывается персональная выставка казанского фотографа Андрея Титова.
Несмотря на разность объектов, оказавшихся в поле зрения фотографа и представленных на выставке, все они, так или иначе, раскрывают одну тему – тему прочности культурной «огранки» современного человека. Выдержит ли она коррозию сытого времени медийных героев, что меняется в людях и их отношении к жизни, насколько крепким окажется этот материал и высокой его сопротивляемость – вот вопросы, которыми наполнены работы А.Титова. Отсюда и название фотовыставки – «Сопромат».
То же название носит и заглавная фотосерия. История сопротивления, рассказанная в ней Андреем Титовым, беззвучна. Герои сопротивления – улицы, дома и жители старой, непарадной Казани, далекой от плюгавой роскоши элитных новостроек и объектов медийной шумихи. Но тишина разрушенных памятников архитектуры и обескровленных старых домов оглушает. Оглушает подлинностью облупленных стен с вековой историей, достоинством и гармонией пропорций, прекрасных даже в руинах, свербит воспоминаниями и обстоятельствами жизни, связанными с уголками, запечатленными на фотографиях. Несмотря на то, что главные объекты здесь дома и улицы, рассказ этот все-таки в большей степени о людях: о тех, кто эти дома и улицы построил, о тех, кто здесь жил, о тех, при чьем попустительстве они были разрушены.
Фотограф занимает позицию не сторожа и не судьи. Он, прежде всего, художник — человек, который воспринимает мир глазами. Но за ритмом и фактурой, светом и тенью, цветом и композицией он видит еще и невидимое, то, что наполняет его работы содержанием, и то, что отличает художника от праздного зеваки. Он ощущает, как время бесплотное и невесомое корежит и сминает город. Его работы – напоминание о том, что, если этот незаметный в силу своего постоянства процесс выпустить из поля зрения, есть опасность, что вопреки словам классика о том, что «большое видится на расстоянии», на расстоянии рассматривать будет особо нечего.
С творческой жадностью торопится он запечатлеть стремительно уходящий мир старой Казани (фотосерии «Сопромат» и «Слепые»), оттенки глубинных человеческих проявлений в мимолетных встречах (фотосерия «На пороге новой жизни»), ощущение вечности в национальных культурных традициях (фотосерии «Каравон» и «Чтобы ты остался евреем»). И делает это без дидактики. А.Титов, как архивариус собирает документы о состоянии души современников, сам внимательно присматривается к ней и своей увлеченностью захватывает зрителя. Язык этих документов в основном черно-белый, что по-своему симптоматично для фотографа, заявившего некогда о себе именно владением цветом в изображении. К цвету он прибегает в декоративных работах, большая часть которых — другая сторона родного ему города.
Андрей Титов родился в Казани в 1962 году. Окончил Казанский строительный техникум (1982) и Казанское художественное училище (1991). Работал лепщиком в реставрационной мастерской, преподавателем в казанской художественной школе №1, фотографом в журнале «Татарстан». Лауреат Гран-при регионального фотоконкурса «Портрет эпохи» (2005, 2006). Принимал участие в фотовыставках в Москве (в Манеже и Фотоцентре на Гоголевском бульваре), Екатеринбурге, Калининграде, Рязани, Альметьевске. Работы А.Титова были представлены также на фотовыставке в Париже (2004), проводимой под патронажем международной организации ТЮРКСОЙ. Ряд работ А.Титова находится в Русском музее, Музее изобразительных искусств РТ, а также в частных собраниях в России, США и Германии.
Выставка продлится до 25 декабря 2009 г.
Пресс-релиз