Нас хотели отравить

В Казани дала единственное представление «Компания шарлатанов» — бродячий театр из Франции. Его выступление организовал «Альянс-Франсез».
Это было как гипноз — в переполненном дворике литературного музея А.М.Горького вдруг что-то случилось, и все присутствующие, вне зависимости от возраста, профессии и разного рода пристрастий, вмиг впали в детство.
Нет, ничего особенного в действительности не происходило — вначале под старой липой, благостно ожидающей поры медового цветения, играл аккордеонист. Французские мелодии — грустные, кокетливые, задорные переносили нас в центр Европы. Обстановка напоминала не Париж, а какой-то маленький французский городок, добродетельную провинцию, например, Перпиньян или Экс-Прованс, где душным вечером принаряженные жители высыпают на улицу. А местный аккордеонист в шляпе с узкими полями извлекает из инструмента мелодию, которая так хорошо гармонирует с этим умиротворяющим временем суток, запахом кофе из окна напротив и возможностью выпить бокальчик доброго вина на террасе в кафе.
Зрители, кажется, вытащили все стулья из музея, а когда они закончились, в ход пошли кресла и диваны. Те, кому не хватило сидячих мест, стояли плотными рядами. Между тем спектакль начинался.
…Она выскочила неожиданно, в спутанном черном парике, и ошарашила фразой на почти что чистом русском языке: « Вы че? Нет, ну вы че?». Это была Аманда, жена Франко, а оба они представляли семью Труффо.
Прав был Пушкин, говоривший, что «драма родилась на площади». Раздвинули толпу, расстелили коврик — и представление началось. В нашем случае коврика не было — была кибитка с надписью «Семья Труффо» и стол с бутылочками — вот и все декорации, и весь реквизит. Все до примитивного просто. Но в этом и заключалась прелесть бродячего театра, в этом-то и крылась его магия: на полчаса стать доверчивее детей, влюбиться в персонажей, поверить той бесхитростной фабуле, которую разыгрывают бродячие актеры. В общем, «облиться слезами над вымыслом». Это было как в детстве, когда мы слышали голос старьевщика, собирающего утиль: «Старье берем!», и завороженно смотрели, как он открывает свой ящик, в котором, как нам тогда казалось, скрыты сокровища. А были там всего лишь надувные шарики, получить которые можно было за пачку старых газет или пару рваных калош.
Аманда и Франко — авантюристы. Любой ценой они хотят заставить публику купить волшебный эликсир, содержащий 98 процентов яда. Ну и, конечно, предлагают противоядие. Уверяют, что это решит все ваши проблемы. Как? А вот так, например. Скажем, приходит к вам в гости ваша теща. Вы под видом сока или вина угощаете ее эликсиром. И не даете ей противоядие до тех пор, пока она не подпишет завещание, где все причитается вам. Финансовые проблемы решены!
Полчаса публика хохотала до слез, искренне пугалась, когда Франко врезался в ее гущу с огромным ножом, аплодировала до тех пор, пока не начинали болеть ладошки. Актеры играли с истинно галльским темпераментом, демонстрируя все классические приемы комедии-буфф. На эти полчаса психологический театр был забыт!
А когда спектакль закончился, исполнители долго общались с публикой. Клер Лемерсье и Орельен Бландо — супруги. Они познакомились в цирковой школе в Лионе, до этого Клер училась актерскому мастерству, а Орельен работал клоуном. Пьеску про семью Труффо они придумали сами, а перед гастролями в России актеры выучили русский. Вот уже два года они путешествуют по миру как истинно бродячие артисты — в своем вагончике и предпочитают играть единственный на сегодня спектакль в их репертуаре именно на улицах. Они постоянно импровизируют. Однажды им действительно предложили деньги за эликсир, 30 евро, и это уже был другой спектакль.
Впрочем, не будем судить о них свысока — ведь даже Шекспир в свое время играл в бродячей труппе графа Лестера.
«Время и деньги»