Казанские автобусы ездят на «космическом поводке»

Казанцы уже начинают привыкать к информационно-справочным табло, установленным на остановках общественного транспорта. И это действительно удобно — посмотрел, чуть задрав голову, на экран — и сразу видишь, сколько времени осталось до подхода твоего автобуса. Табло не только реально помогают сэкономить время, но и показывают его на электронных часах, высвечивается на табло и температура воздуха. Вся эта информация передается с помощью системы спутниковой навигации, которая связывает автобусы и диспетчерский пункт.
По словам заместителя председателя Комитета по транспорту исполкома Казани Людмилы Алешиной, сейчас в городе работают 8 таких информационных табло. А поскольку устанавливают их парами — одно на левой, другое — на правой стороне улицы, то получается, что сейчас в Казани ими оборудованы четыре остановки: на улице Халева, на остановке «Филармония» (в районе ул. Павлюхина), у Парка Горького и у магазина «XL».
- До полного оснащения всех остановок такими табло еще далеко, да это, наверное, и не нужно. Но мы бы хотели, чтобы они были в центральной части города, на самых загруженных его участках и около всех объектов предстоящей Универсиады, — говорит Людмила Юрьевна.
По ее словам, следующие табло планируется установить на перекрестке улицы Амирхана и проспекта Ямашева, на Сибирском тракте, на Горках и в Азино. Правда, не в этом году, в планы вмешался экономический кризис, а вот в городской бюджет на 2010 год планируется «забить» еще несколько таких «видеокомпьютеров».
Фактически работают такие табло круглосуточно, прерываясь лишь на время, когда автобусы «ночуют» в гаражах.
Установка табло стала возможна только после того, как все автобусы были оборудованы бортовыми комплектами спутниковой GPS-навигации и информация об их движении с помощью системы АСУ-Т («Автоматизированная система управления транспортом») стала стекаться в диспетчерскую МУП «Организатор пассажирских перевозок». А уже оттуда, опять-таки через спутник, информация о том, как скоро придет тот или иной автобус, стала передаваться на справочные табло. А в скором времени, буквально через несколько месяцев, узнать об интервале движения можно будет и с помощью мобильного телефона, зайдя на WAP-страничку сайта казанской АСУ-Т.
- Казань — единственный город России, общественный транспорт которого на сто процентов оборудован такими приборами. Это позволяет нам контролировать, как автотранспортные предприятия выполняют свои договорные обязательства, — объясняет заместитель директора этого унитарного предприятия Ленар Мухаметзянов.
Сейчас с помощью этой системы МУП контролирует передвижение около 1200 автобусов 16 автотранспортных предприятий Казани, которые выиграли конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Если автобус сходит с маршрута, а водитель не отвечает на звонки диспетчера, на «разбор полетов» отправляется контрольно-ревизионная бригада.
- С битами? — улыбаюсь я.
- С жезлами, — отвечает собеседник. — Это же инспекторы, у них есть аккуратные жезлы, как у гаишников, форма, удостоверения. А поскольку хитрые приборы позволяют определить местонахождение автобуса с точностью до номера дома, у которого он припарковался, то найти такой автобус не проблема. Наши инспекторы подходят и аккуратно так жезлом по окошку водителя стучат: «Это почему ты, друг, с маршрута съехал?» В первое время водители очень нервничали, а теперь и с маршрутов съезжать перестали — знают, что все равно найдем.
Движение транспортных средств контролируется 6 диспетчерами, сидящими перед огромными экранами цветных мониторов. На каждую из них, а работают здесь только женщины, приходится примерно по 200 машин. Один раз в минуту сигнал из автобуса передается на базу диспетчеров и превращается в красное или зеленое пятнышко, медленно ползущее по карте Казани. Естественно, что с учетом количества автобусов такая карта выглядит как ярко разукрашенная и мигающая огнями новогодняя елка.
Рабочий день диспетчеров длится по 24 часа, «день через два». Несколько ночных часов, пока автобусы не выходят на маршруты, можно подремать в специальной комнате, а затем диспетчеры снова усаживаются за свои компьютеры.
Впрочем, водителя на маршруте можно не только заметить, но и связаться с ним.
- Однажды нам прямо из автобуса позвонила на «горячую линию» пассажирка, пожаловалась, что водитель музыку включил на полную громкость. Я с ним связался через диспетчера, говорю — звук-то убавь, люди жалуются. Сразу же после этого слышу через громкоговоритель — чик, и музыка выключилась, — говорит Ленар Анасович.
По его словам, приборами GPS-навигации оборудованы также все машины исполкома Казани и «Горводзеленхоза», что сказалось не только на дисциплине водителей, но и на более экономном расходовании средств:
- С помощью датчика, установленного на стреле экскаватора, я могу не только определить, где он в данный момент находится, но и сосчитать количество движений ковша.
Уже сейчас введение АСУ-Т позволяет добиться значимой экономии средств, а в перспективе доходов будет еще больше: услуги диспетчерской этого МУП предлагаются всем желающим хозяйствующим субъектам за достаточно небольшую плату. Если надо, диспетчеры могут контролировать даже скорость движения своих «подопечных».
- Руководителям пяти автотранспортных предприятий мы по их просьбе установили АРМ — автономное рабочее место, с которого по удаленному доступу они получают возможность, как и наши диспетчеры, следить на экране компьютера за передвижениями своих машин. Они очень довольны! — рассказывает Ленар Анасович.
Кроме того с помощью системы АСУ-Т можно бороться и с преступностью. После подписания осенью прошлого года соглашения с УВД города каждый водитель автобуса стал получать на экран своего GPS-приемника сообщения об угонах автотранспорта. Водители активно реагируют на эту информацию — при необходимости связываются с диспетчером, сообщают ей, где видели похожие машины. Она передает эту информацию в милицию.
Так что, как знать, может быть со временем у системы АСУ-Т в Казани откроются еще какие-нибудь новые возможности?
«Время и деньги»