Музыку можно видеть

В Национальном музее РТ открылась выставка «Новое искусство на рубеже тысячелетий», посвященная творчеству известного ученого и философа Булата Галеева и коллектива СКБ «Прометей». Галеева можно назвать счастливцем, с юности он был увлечен идеей видеть музыку и сумел добиться своего.
Вначале был Скрябин и его харизматичный «Прометей» — в 1962 году в конструкторском бюро КАИ создали светомузыкальную установку, на которой впервые в стране было исполнено это сочинение со светом, предусмотренным в партитуре. Популярный в те годы спор о физиках и лириках решился в пользу Галеева, который, несомненно, был лириком. В отличие от тех коллег, что полагали: светомузыка — это машинный перевод звука в цвет, он считал, светомузыка — это синтез искусств. Вскоре Булат Галеев стал руководителем «Прометея».
Многое из того, что делали экспериментаторы, проводилось в стране впервые. Например, они провели анкетный опрос по «цветному слуху» всех членов творческих организаций тогдашнего СССР, а это 25 тысяч человек. К юбилею Победы в 1970 году они первыми в стране поставили театрализованное представление «Звук и Свет». В Казани у памятника Павшему воину ожили звуки войны — лай собак, немецкие команды, по лицам зрителей пробегали лучи прожектора. Первые светомузыкальные фильмы были также сняты в Казани.
Кстати, с работами «прометеевцев» знаком практически каждый казанец — это «малиновый звон» на Спасской башне нашего Кремля, освещение здания цирка, которое меняется в зависимости от погоды, небоскреб, высвечивающий окнами цифру миллениума.
Заметим, что многие достижения возникали в «Прометее» в эпоху. Когда не было компьютеров, когда же они появились, Булат Галеев осуществил свою давнюю мечту — услышать, как звучит татарский национальный орнамент. Так родился «Поющий шамаиль».
Одна из книг Булата Галеева называлась «Светомузыка: становление и сущность нового искусства», во второй — докторской диссертации, которая была признана открытием в эстетике за создание периодической системы искусств, ученый сделал прогноз появления новых форм в искусстве, и прогноз этот уже начинает сбываться.
Галеев ушел из жизни в январе этого года, и открывшаяся вчера выставка — дань его памяти.
Композиции, придуманные мастером, весьма остроумны. Сразу же у входа — экран, заключенный в решетку. Видеоинсталляция называется «От сумы и от тюрьмы не зарекаются», в какое-то мгновенье видишь на экране свое изображение. За решеткой…
«Светлые головы светлых людей» — целлулоидные куклы, у которых вместо голов электрические лампочки. В настоящей детской коляске — небольшой телевизор, на экране которого плачет «Электронный мальчик».
Одним из увлечений Булата Галеева была фотография. Его фантазия рождала чудо. На выставке, например, представлен цикл, где обычная осциллограмма превращается в научно-фантастический рассказ о приключениях «космического одуванчика».
Во все время работы выставки, а она рассчитана на несколько месяцев, коллеги Галеева по «Прометею» будут читать лекции. Темы их весьма интересны — можно будет послушать рассказы о музыкальной живописи Чюрлениса, о Льве Термене, о живописи и музыке — что это: параллельные миры или две стороны одной медали.
Новый век, без сомненья, готовит для нас и новые виды искусств. «Прометеевцы» мечтают о музее современного искусства в Казани. А что, неплохая идея для «третьей столицы».
«Время и деньги»