События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Выходящий из стены

08 апреля 2009
Выходящий из стены

В галерее « Хазинэ» работает выставка художника Анвара Сайфутдинова, которую мастер назвал «Пространство торжества свободного творчества». Сайфутдинову сорок пять — время делать персональные выставки.

Свободное творчество… Если уж кто свободен, так это Анвар Сайфутдинов, который и в суровое время застоя не признавал никаких препон и в лихие девяностые смог запросто укатить в Америку, в Фешинский центр в Таос, где изрядно приобщился к творческому наследию великого земляка.

Использую выражение великого Блока, адресованное одному из младших его современников, и скажу, что Сайфутдинов — это «талант чистый, голосистый».

Четыре зала в галерее заполнено его работами — редкий художник сейчас в своем распоряжении имеет такую коллекцию. Экспозиция на редкость грамотно выстроена, надо отметить, что с некоторых пор наши экспозиции утратили элемент «случайности» и стали выглядеть почти что по-столичному. Никакой мистики — новое руководство музея ИЗО все взяло под контроль. Но вернемся к Анвару Сайфутдинову. Путь его можно назвать ровным и гладким — Казанское художественное училище, где традиционно хорошо «ставят руку», затем учеба в Москве, в лучшем столичном художественном вузе — институте имени Сурикова. Потом вдруг неожиданно — возможность поехать в Америку, в Фешинский центр, где получилось изучить то, что оставил Фешин, и пообщаться с его дочерью Ией. Кстати, в Америке Анвар в одной из галерей смог сделать свою выставку, которая имела хорошую прессу, — не каждый наш художник такого удостоится. Потом он вернулся в Казань и организовал группу «Дастан». Хорошая была группа, с большим творческим потенциалом. В то время мы общались и я написала о том, что творческим людям трудно преодолеть естественное чувство конкуренции и работать вместе. Но «дастановцы», вопреки моим прогнозам, продержались несколько лет и потом как-то тихо и мирно разошлись. Возможно, ошибаюсь, но у меня складывается впечатление, что на слуху остался только Сайфутдинов.

Одна из его работ, представленных на выставке, называется «Выходящая из стены» — женский силуэт, прорывающийся через камень. Читай — через косность, мертвечину и забвение. Победа живого над мертвым, позитива над негативом. Весь Сайфутдинов — этот прорыв.

Он называет себя последователем «мирискуссников». Впрочем, если видеть портреты, вышедшие из-под кисти Анвара Сайфутдинова, ассоциации с Фешиным возникнут непременно. Как, впрочем, и с Врубелем. Именно ассоциации — не более того.

Весь мир этого художника словно соткан из света, цвета, добра и красоты. Особенно это видно в его женских образах, каждая картина — словно гимн женской красоте, продолжению жизни на земле. Таковы его «Вечерняя», «Девушка в брызгах» и другие полотна. Фольклор, мифы, природа — вот чем питается его творчество.

Когда-то, еще вначале девяностых, когда на арт-рынке царило засилье «концептов» и в выставочных залах было холодно и неуютно от серо-черных красок, Анвар Сайфутдинов буквально исцелял нас многоцветьем своей палитры, не боясь быть немодным. Он поражал своей театральностью — кстати, быть может, не случайно знаменитый потолок в Большом концертном зале имени С.Сайдашева расписан им, что сразу ассоциируется с росписью потолка в парижской «Гранд-опера» Марком Шагалом. Сейчас другие времена и художники не боятся светлых тонов. Сайфутдинов тем не менее не потерялся в общей массе. Когда-то, создавая «Дастан», он назвал его «историей любви». Это же можно сказать обо всем его творчестве. А подобные истории не выходят из моды.

«Время и деньги»


Другие новости раздела


9 декабря 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы