С нее начался Свияжск. Казанцы увидят иконостас Троицкой церкви
В одном из залов Государственного музея изобразительных искусств РТ, расположенном в колокольне Богоявленского собора, вчера открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска. Деисус и праотцы».
Деревянную церковь в Свияжске знает всякий, кто хоть раз приезжал сюда. Она — единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества ХVI века. Это древнейший православный храм в Казанской епархии, построенный в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Церковь была заложена монахами Троице-Сергиевой лавры, потому и носит имя Святой Троицы. По другим источникам, освящена церковь была 17 мая 1551 года, именно в день Святой Троицы.
Срублена церковь была из лиственницы в лесах под Угличем и по воде доставлена на то место, где ей было определено стоять до нашего времени. По преданию, поставлена церковь была всего за один день воинами князя Серебряного-Оболенского. Небольшой храм неоднократно перестраивался и, к сожалению, со временем утратил первоначальный облик, приобретя барочное оформление. Тем не менее Троицкая церковь — одна из самых любопытных застроек града-острова. Многие из икон, некогда находившихся в Троицкой церкви, в последние десятилетия хранятся в музее ИЗО РТ.
Иконостас Троицкой церкви формировался в несколько этапов. Самое древнее и, пожалуй, единственное документальное свидетельство его состояния фиксирует опись, произведенная на Свияжске через несколько лет после освящения Троицкой церкви. В ней говорится о наличии деисусного ряда на одиннадцати досках, написанных «на празелени» (неяркой зеленоватой краске) в тяблах. Напомним, что «тябло» — это карниз иконостаса, в переносном значении — ряд.
Деисус (моление, предстояние) — центральный ряд иконостаса, его смысловой центр. В центре деисусного чина изображается Спаситель с Евангелием в руках, а по сторонам — предстоящие ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, а также другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности.
Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом, который приходится на последнюю треть ХVI века, к нему можно отнести создание двух чинов — «праздничного» и «пророческого», они экспонировались на предыдущей выставке в колокольне.
Завершающий этап формирования иконостаса Троицкой церкви — создание верхнего, праотеческого ряда, он датируется началом ХVII века. Этот чин представляет собой галерею ветхозаветных святых. В центре ряда — образ Святой Троицы, или «Отечество».
Экспозиция новой выставки состоит из одиннадцати икон, написанных в ХVI — ХVII веках, и возраст уже делает их уникальными.
Наверное, для любителей современной живописи выставка икон — нечто экзотическое, но это та часть нашей культуры, из которой, как из гоголевской «Шинели», вышли мастера всех последующих веков. Так что просветительские акции музея ИЗО, которые он проводит в колокольне, дорогого стоят. Кстати, вход на выставку бесплатный.
«Время и деньги»