Победа Флории Тоски
На сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля продолжается международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина. В фестивальной афише была заявлена «Тоска» Пуччини.
Спектакль далеко не новый. Его постановка относится к началу девяностых годов прошлого века, и он, возможно это стоит отметить, стал одним из первых, если не первым образцом копродукции.
Казанская «Тоска» не так часто ставится на родной сцене, зато вполне успешно гастролирует по Европе. Минувший год в связи с юбилеем Пуччини пробудил новый интерес к его сочинениям, и «Тоска» не стала исключением.
Действие оперы происходит в течение всего двух дней, и по логике вещей в спектакле должна быть большая динамика, что трудно заметить в казанской постановке. По сути, можно предположить, что работа с актерами свелась к элементарной разводке мизансцен. И тут уж исправить положение могут только сами солисты.
В фестивальном спектакле партию Тоски исполнила солистка Московской Новой оперы имени Е.Колобова Елена Поповская — дебютантка фестиваля. Ее партнерами стали Георгий Ониани — Каварадосси и Владимир Ванеев — Скарпиа. По воле судьбы и организаторов фестиваля треугольник выстроился прелюбопытный.
Тоска — Поповская страстна, отважна, невоздержанна. Она — актриса и иногда играет не только на сцене, но и в жизни. Флория открыта чувству, она притворно играет ревность в первом акте. Когда же события начинают развиваться, героиня собирает волю в кулак и выигрывает бой со Скарпиа. И хотя ее возлюбленного и ее саму ждет печальный финал, ее можно воспринять как победительницу. Именно так выстраивает драматическую составляющую образа Елена Поповская — обладательница недюжинного темперамента и сильного, глубокого голоса. Не случайно в ее репертуаре есть и инфернальная Рената в «Огненном ангеле», и Лиза в «Пиковой даме» в недавней постановке Большого театра, которую осуществил Михаил Плетнев.
Жаль, что не под стать ее героине оказывался возлюбленный — художник Каварадосси. Основные вокальные моменты тенором из Боннской оперы Георгием Ониани были исполнены вполне прилично ( все-таки в свое время в «Ла Скала» стажировался!), но героизма и обаяния его персонажу явно не хватало. Впрочем, на нашей сцене мы слышали Каварадосси и похуже.
Владимир Ванеев, баритональный бас, солист Мариинского театра, неожиданно предстал перед публикой в образе Скарпиа. Образ им настолько четко прописан и актер так точно уловил все нюансы, что, пожалуй, злодей — шеф полиции вызвал у публики не меньше восторгов, чем положительная героиня Флория Тоска. В его настойчивости было даже некоторое обаяние. Ванеев — не просто великолепный вокалист, но и хороший драматический актер, и в партии Скарпиа ему удалось это продемонстрировать.
В целом фестивальную «Тоску» можно назвать удачным спектаклем, это произошло еще и благодаря качественной работе оркестра под управлением главного дирижера театра Рената Салаватова.
Завершилась первая фестивальная неделя «Искателями жемчуга» и русскими операми — «Борисом Годуновым» и «Царской невестой», но об этом в завтрашнем выпуске дневника.
«Время и деньги»