Голос земли, отлитый в бронзе
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка итальянского скульптора Бруно Либераторе.
Вряд ли бы увидели казанцы замечательную бронзу синьора Либераторе, если бы не итальянский банк «Интеза Санпаоло», который в понедельник открыл в Татарстане офис КМБ Банка, о чем вы могли прочесть во вчерашнем номере «ВиД». Выставка скульптур — своего рода бонус для будущих клиентов банка и остальных казанцев.
Инициативы, направленные на сохранение и приумножение достижений культуры и искусства, — часть социальной политики КМБ Банка. Среди постоянных партнеров банка — Эрмитаж и Пушкинский музей. «Мы создаем и развиваем бизнес для сохранения и процветания культуры, бизнес для нас — всего лишь инструмент, необходимый для развития культуры», — говорит председатель Совета директоров КМБ Банка, председатель Совета директоров ЗАО «Банк Интеза» и глава представительства Группы «Интеза Санпаоло» в Москве профессор Антонио Фаллико.
Культурные проекты банка просто вызывают хорошую зависть. Среди них спонсорская поддержка гастролей театра «Пикколо де Милано», который привез в Москву «Арлекина — слугу двух господ» Джорджо Стрелера, спектакль был показан на сцене Малого театра. Другой, не менее интересный проект — это празднование столетия футуризма. В Театре на Таганке состоялось представление «От футуризма к минимализму», где звучали стихи Маринетти и Хлебникова, выступали музыкальные коллективы «Opus Posth» и ансамбль Дмитрия Покровского. Не обойден был вниманием и Андрей Тарковский, чьи дневники «Мартиролог» издавались во многих странах мира, но, увы, не в России. Благодаря поддержке банка читатели смогут познакомиться в оригинале с заметками великого режиссера.
А вот казанцам банкиры предложили выставку скульптур своего соотечественника Бруно Либераторе. В прошлом году, кстати, эта экспозиция демонстрировалась в Эрмитаже. В эти дни казанцы могут познакомиться со скульптурами в бронзе, а также с ювелирными изделиями знаменитого итальянского скульптора.
Скульптуры Либераторе рассчитаны на наше соучастие в творческом процессе, когда включится наше подсознание и, опираясь на подсказку мастера, мы сможем увидеть и нечто свое тоже — кому уж Бог какое умение фантазировать отпустил.
То, что представлено в коллекции, выставленной в галерее «Хазинэ», — традиционно для итальянской школы нефигуративной скульптуры. Либераторе создает новые формы и объемы, рассчитанные на ассоциативное мышление. Можно смотреть на его пирамиду и видеть чудесный, весь в светло-терракотовых изразцах собор во Флоренции. Или громаду Санта-Кроче в этом же таинственном итальянском городе, где количество скульптур на душу населения, кажется, превзошло все мыслимые пределы.
Его «Впадина» и «Извержение» могут навеять мысли о «голубой мгле умбрийских гор», как писал поэт. А замысловатая, покрытая патиной конструкция отчего-то вызвала в памяти древнюю Сиенну, ее закопченные от огня факелов стены, которые внезапно раскрываются и впускают вас на многолюдную площадь со средневековой брусчаткой. Вроде бы ассоциативные скульптуры Либераторе, если приглядеться, могут иметь вполне конкретные адреса, потому что — иначе и быть не может — в Римской академии художеств, которую он окончил, конечно же, опирались на опыт знаменитых итальянских скульпторов.
Искусствоведы полагают, что композиции Либераторе можно разделить на две группы. В первую войдут простые формы, известные с древних времен, — пирамиды, конусы, замкнутые объемы, напоминающие стены.
Позже техника мастера изменилась, стали появляться более сложные формы, восходящие к естественным структурам. Работы Либераторе теперь напоминают лепестки цветов — они выполнены из небольших частиц. Через подобные произведения автор пытается выразить различные состояния земли — плодородной и благосклонной к людям или же конфликтующей и страдающей от насилия.
Во всяком случае, ее «голос», отлитый в бронзе, мы отчетливо слышим.
«Время и деньги»