Инструктор для Веры... а также Маши, Нади и Ильсии
Пока самоуверенные мачо тешатся анекдотами про то, что женщина за рулем опаснее обезьяны с гранатой, женщины учатся обгонять их на дорогах. И вот уже в Казани открыта автошкола только для женщин.
Директор автошколы Ольга Израэлит говорит, что их заведение, в принципе, мало отличается от остальных. Программа обучения — стандартная, а цены — как у всех: «накрутишь» за специализацию — не выживешь в условиях конкуренции. Контингент — тоже как в обычной автошколе — от юных дочек богатеньких родителей до немолодых уже деловых женщин (самой старшей слушательнице курсов — 65 лет). Специфика в том, что в теоретический курс включены занятия с психологом, который призван как раз снимать всякие женские комплексы, включая те, что вырабатывают в нас мужчины — ну, про обезьяну и т.п., а заодно преподавать будущим водительницам основы безопасного поведения. И еще здесь можно легко сменить инструктора, выдвинув причину, которая в обычных автошколах в расчет почти не принимается: «Не сошлись характерами».
С одним из лучших инструкторов автошколы Романом Перванаевым мы встретились накануне Дня автомобилиста. Однако я по женской рассеянности его даже поздравить не догадалась. Но профи, который регулярно сталкивается с куда более серьезными проявлениями особенностей девичьей памяти, великодушно мне это простил. И разговор об особенностях обучения женщин вождению начал с того, что заявил: никаких таких особенностей, в принципе, нет, все начинающие водители одинаковы. В смысле, ничего не помнят и не понимают от ужаса. А уж потом, кое-чему научившись, добавил галантно инструктор, дамы порой ведут себя на дороге куда правильнее, чем кавалеры:
— Девчонки молодые мало от парней отличаются, они все безбашенные, а вот женщины постарше, особенно если есть семья, дети, стараются не рисковать, все учитывать и правила соблюдают тщательней мужчин.
Но, разговорившись, Роман все-таки рассказал о проблемах, которые автоинструктору приходится решать исключительно при обучении представительниц прекрасного пола. У него для них такой приемчик есть: незаметно для ученицы (она же от ужаса толком не осознает, куда едет) выманить ее в город, на не очень загруженную магистраль. После такого эксперимента страх отступает.
— Другая беда — ученица за рулем в нештатной ситуации от испуга теряет способность двигаться. Ну не совсем замирает, но видит, к примеру, только полоску асфальта впереди — ни справа, ни слева ничего не замечает и может только одно действие выполнять, скажем, давить на тормоз, — отметил он чисто женское свойство. — В такой ситуации важно, чтобы она рулем работала, на первых порах — даже не важно, куда, но поворачивала, выполняла сразу несколько действий. Вот и добиваешься этого раз за разом.
А еще «женский» инструктор раскрыл мне глаза на причину нелогичного женского поведения, когда мы, сказав «направо», имеем в виду «налево» и наоборот. И, соответственно, едем, куда нам надо, а не куда сказали, вызывая негодование у водителей мужского пола. Это, оказывается, природой в нас, женщинах, заложено и называется не «дурость», как мужики нам внушают, а «одновременная работа двух полушарий мозга». Свойственна такая работа только женским мозгам, а мужским, в которых всегда задействовано только одно полушарие, понять это, ясное дело, трудно. Так что, милые дамы, предлагаю пожалеть их, несовершенных, и, включая «поворотники», учитывать ограниченные мозговые возможности окружающих водителей.
Теперь о том, за что нашу сестру мужчины на дорогах ненавидят. Помню анекдот из жизни — у одного знакомого гаишника жена не разъехалась с мужчиной на нерегулируемом перекрестке, хотя по правилам она должна была уступить дорогу. «Да он просто невоспитанный: он же мужчина, не видел, что женщина едет?» — заявила она сотрудникам ДПС и супругу. Оказывается, она, в принципе, отчасти была права!
— Есть правила дорожные, а есть — общечеловеческие, — говорит Роман. — Если кто-то упорно медленно едет в крайнем правом ряду, мешая другим, это не обязательно женщина, но очень вероятно. Она правила назубок выучила и считает: я же ничего не нарушаю, остальные пусть едут, как хотят. Не нарушает, но ведет себя неправильно. Значит, у нее был плохой инструктор, он ей не объяснил, что человеческие правила тоже важно соблюдать. То есть не мешать другим, пропускать вперед, если кто-то попросит — даже если правила тебя не обязывают к этому, парковаться, обязательно учитывая, что и другим людям надо оставить место. Мужчины просто быстрее соображают, как и что надо делать. Впрочем, не все...
А еще считается, что есть чисто мужские и женские машины. Так вот, как и в случае с правилами, с точки зрения автоинструктора это весьма условное деление. Считается — маленькая, значит, больше подходит женщине. Но, по мнению Романа, размер не имеет значения. Сам он не любит крохотные авто — «Ока» и «Матиз» удобны на тесных городских дорогах, но опасны. Убеждение же, что для женщины обязательно нужна коробка-автомат, — спорное. Инструктор считает, что вначале надо научиться водить «механику». И гидроусилитель руля на первых порах лишний — только крутя тяжелый руль, дама прочувствует, как надо выполнять повороты. Вот научилась — тогда и заводи авто со всеми этими примочками, обустраивайся с комфортом. Главное же — начинать учебу на новой машине. Ну или почти новой. Чтоб не ломалась на каждом шагу.
Напоследок я поинтересовалась у Романа о том, что во все времена было темой анекдотов: хорошего автоинструктора, особенно если он еще и собой хорош, некоторые ученицы так и норовят охмурить... «А вот, — показал мне привычным жестом кольцо на правой руке Роман. — Я, когда при первом знакомстве записываю имя-отчество-фамилию, так же руку поворачиваю, чтобы сразу было видно. И даю понять девушкам, что они для меня все — как портреты Ленина, на одно лицо. Они же учиться пришли — вот пусть и учатся!»
Инна Серова, «Вечерняя Казань»