Кондиционер как знак уважения к пассажиру?
Закончились июльские, полные сухого зноя деньки, и вроде бы уже забылись неприятности, переживаемые пассажирами автобусов еще пару дней назад — жаркий воздух и нежелание водителей включать кондиционеры. Кстати, с приближением лета оказалось, что некоторые модели городских автобусов и вовсе имеют лишь по две форточки, с помощью которых даже во время движения невозможно проветрить салон. Просьбы к водителям включить кондиционер в лучшем случае вызывали их недоумение, в худшем — неприкрытое хамство. Все это можно было бы забыть, как дурной сон, если бы не августовское повторное повышение температуры воздуха. Снова будем задыхаться в жарких салонах?
В мэрии Казани, кстати, куда мы передали вопросы возмущенных читателей, эту тему сочли слишком мелкой для комментариев. А в Роспотребнадзоре РФ по РТ с сожалением заметили, что применение (или неприменение) кондиционеров в общественном транспорте не входит в сферу их компетенции.
Ну, в городе с его сравнительно короткими переездами от остановки до остановки это еще, как говорится, туда-сюда, а вот на междугородних рейсах...
— Никому не пожелаю «удовольствия» проехаться из Казани на автобусе на юго-восток республики, — говорит пассажирка Казанского автовокзала. По ее словам, в пути водители не включают кондиционеры, оправдываясь повышением из-за этого расхода топлива.
Ее поддерживают и другие пассажиры автовокзала: «В автобусах жарко», «Кондиционеры не включают», «Пассажиры с детьми просят закрыть форточки, чтобы не было сквознячка, а остальным приходится задыхаться»...
За подтверждением их слов далеко ходить не надо. Водитель башкирского, транзитного автобуса, проверяющий билеты у пассажиров, раздраженно бросает в ответ на наш вопрос:
— Из-за включенного кондиционера расход топлива повышается на 10 процентов! Когда начальство дает «лишний» бензин — тогда включаем, а так — извините...
Впрочем, может быть, это только в автобусах транзитных маршрутах ездить некомфортно?
Нет, оказывается, и местные перевозчики часто экономят на кондиционерах. Пассажиры все того же Казанского автовокзала жаловались нам на рейсы «Казань — Альметьевск», «Казань — Лениногорск», «Казань — Бугульма».
Впрочем, сами перевозчики с этими обвинениями не согласны.
— Сейчас, когда идет борьба за пассажиров, экономить на них ни к чему, — считает заместитель директора ПАТП-1 по эксплуатации Роман Иванов. Ему, кстати, виднее — ведь именно это автопредприятие осуществляет большинство междугородних перевозок с Казанского автовокзала...
По его словам, пассажиры как раз наоборот, просят не включать, а... отключать кондиционеры, от которых многие из них в жаркие дни простужаются.
— Да в едущем автобусе кондиционер по большому счету и не нужен, — заметил наш собеседник. — Открой люк и форточки — вот тебе и прохлада...
Ну если бы все действительно было так просто, наверное, и сам кондиционер не стоило бы изобретать...
Тем не менее по словам Романа Иванова, по правилам водитель обязан «должным образом» реагировать на просьбы пассажиров и включать кондиционер (в том случае, если автобус им действительно оборудован) по первому их требованию.
Но ведь получается, что такие не то что требования, а даже просьбы оставляют водителей глухими. И что делать в подобных случаях?
— Обращаться с письменной жалобой в наше министерство! — говорит начальник отдела автомобильного и городского электротранспорта Минтранса РТ Валей Хуснутдинов.
В разговоре с нами он с сожалением отметил, что нормативных документов, которые бы регламентировали включение или невключение кондиционера в автобусах, пока нет.
— Есть понятие культуры обслуживания, и, я думаю, обсуждаемая нами тема как раз и укладывается в эти рамки. Водитель сам должен предлагать пассажирам включить кондиционер, а не отказывать им в этом. Тем более, если маршрут длится более 2 часов, — считает он.
Ну а что делать, если этого все-таки не происходит? По мнению Валея Хуснутдинова, надо обращаться с письменной жалобой на имя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ.
— По результатам такого обращения мы проведем расследование, и водитель будет наказан. Залогом этого может служить договор на междугородние перевозки, который мы ежегодно заключаем с автопредприятием. Если условия качественного обслуживания пассажиров в нем будут.
Так что готовьте ручки и бумагу, дорогие пассажиры. Если мы будем настойчивы в своих требованиях, то, глядишь, и западная культура обслуживания пассажиров станет обычной и для Татарстана...
«Время и деньги»