«Coca-cola» строит в Раифе
Возле раифского Дома паломника стучат топоры и пахнет свежим деревом. «Не коттедж ли строят?» — тревожно вопрошают паломники. Спешим успокоить: здесь возводится здание Визит-центра Волжско-Камского заповедника.
Любопытно, что финансирование проекта взяла на себя компания «Coca-cola», выделив 1 млн. 75 тыс. рублей. Экспозиция центра расскажет об истории и сегодняшней жизни раифского леса и его обитателях и станет как бы вводной частью в экскурсию по заповеднику.
Но откуда такая щедрость и любовь к природе у производителей популярного напитка? По словам директора заповедника Юрия Горшкова, наши ученые не раз подавали заявки во Всемирный фонд дикой природы, среди спонсоров которого есть и «Coca-cola». Строительство Визит-центра заинтересовало Фонд, чтобы воплотить в жизнь проект татарстанцев, в спонсоры им была определена компания «Coca-cola». Она полностью оплатила строительство здания, но вот что касается второго этапа — наполнения экспозиции, здесь пока спонсоры безмолвствуют.
Напомним, что Волжско-Камский заповедник находится в 20 км от Казани. Леса, вошедшие в его состав, с давних времен считались священными у коренных жителей — черемисов.
Позднее, в XVIII веке, построенный у озера Раифский монастырь по указу царя Алексея получил во владение окружающие его леса. Рубить лес в монастырских угодьях считалось большим грехом. Это позволило сохранить в самом центре европейской части России уникальные трехсотлетние коренные леса в первозданном виде.
Трудные времена пришлось пережить монастырю и окружающим его лесам после революции. Но все же благодаря казанским ученым в апреле 1960 года был создан заповедник, а в девяностые годы разрушенный монастырь буквально на глазах принял свой первозданный вид. Сейчас он является основным центром паломничества со всей России, местом туризма и отдыха в пригороде Казани.
Строительство Визит-центра около Раифского Богородицкого мужского монастыря — один из способов привлечения внимания к заповеднику более широких слоев населения.
Ведь сейчас монастырь посещает людей намного больше, чем заповедник. Общее количество посетителей заповедника — 3-5 тысяч человек в год, тогда как Раифа только в дни церковных праздников принимает десятки тысяч паломников. Руководство заповедника надеется, что после появления Визит-центра часть приезжающих в монастырь людей захотят совершить экскурсию и по заповедным местам. По их подсчетам, количество экотуристов в этом случае может увеличиться до двухсот тысяч.
А любить и учиться охранять дикую природу — сейчас эта тема актуальна. В начале декабря 2006 года был представлен общественности проект Генерального плана застройки Казани. Таким образом, Волжско-Камский заповедник окажется к 2020 году практически в черте Казани. Сейчас рядом с охранной зоной заповедника уже ведется строительство большого коттеджного поселка — цивилизация наступает.
Такой поворот событий обязывает усилить природоохранную пропаганду среди жителей столицы Татарстана, чтобы подготовить будущих соседей заповедника к бережному отношению к заповедному лесу. Кстати, экспозиция Визит-центра, в основном, будет интерактивной. Например, каждый из желающих сможет, пользуясь компьютером, предложить свой вариант, скажем, спасения Раифского озера или любого другого объекта на территории заповедника. Не возбраняются и другие природоохранные идеи.
Визит-центр собираются открыть в октябре этого года. А пока сотрудники заповедника будут благодарны всем, кто захочет помочь в создании его экспозиции, материально поучаствовав в благом деле.
«Время и деньги»