Видеокамеры лишат водителей презумпции невиновности
Камеры видеофиксации нарушений правил дорожного движения должны обеспечить с 1 июля автоматическое наказание правонарушителей на казанских дорогах. Они уже установлены на выезде из города — за РКБ, перед КПМ «Лаишево». Правда, сотрудники ГАИ говорят, что камеры повесили также на мосту «Миллениум», однако сколько корреспонденты «ВК» ни силились рассмотреть их, ничего не увидели...
Попробуй докажи
— Введение с 1 июля в действие статьи 2.6.1. КоАП фактически отменяет презумпцию невиновности, — считает начальник отдела административно-правоприменительной деятельности республиканской ГАИ Ильгам Калимуллин. — Поскольку при фиксации нарушений с помощью видеокамеры водитель и инспектор ГАИ в отношения вообще не вступают, то водителю придется доказывать свою невиновность, а инспектору — его виновность.
По словам Калимуллина, в распоряжение республиканской ГАИ поступило более 50 камер, которые начали устанавливать на улицах Казани и республиканских трассах. Под контроль с их помощью возьмут 62 полосы. Где именно, гаишники пока не говорят. Камер-то немного — зная, где они стоят, нарушители легко избегнут наказания...
Кстати, наказывать на основании видеоматериалов будут пока не за все, а только за три вида нарушений: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на встречную полосу.
Механизм наказания таков: водителю, заловленному умным прибором на нарушении, будет выслан протокол с подтверждающей обстоятельства дела фотографией. И не простым письмом, которое может затеряться в наших незащищенных от вандалов почтовых ящиках, а заказным. Таким образом, нарушитель уже не сможет сослаться на то, что не получал протокола. Однако ответить на вопрос, не уйдут ли при такой системе доставки протоколов все штрафы на оплату недешевых почтовых услуг, Ильгам Калимуллин отказался, мол, рано комментировать ситуацию, которая еще не возникла: «Поживем — увидим». Он считает механизм уведомления и последующего наказания удобным и простым:
— Водитель получит по почте извещение, придет на почту, а там — конверт с протоколом. Вышлют протокол, как полагается, не позднее трех суток с момента правонарушения, а оплатить его он будет обязан в течение 30 дней.
Плюс 11 километров
Техническую сторону нововведений корреспондентам «ВК» продемонстрировал на КПМ «Лаишево» начальник отдела технического обслуживания спецтехники ООО «НПФ «Ситеком» Максим Порфирьев:
— Вот, смотрите, как работает аппаратно-программный комплекс «Крис-С», который установлен перед постом ГАИ. Камеры висят над полосами — над каждой полосой своя. А здесь, на посту, на монитор выведены стоп-кадры с указанием времени и места нарушения. И крупным планом — номер машины. Распечатываться протоколы и фотографии машин будут в специальном центре, создаваемом при республиканской ГАИ. При этом используется такая технология, что и номер отлично читается, даже будучи заляпанным грязью — инфракрасное излучение помогает, и на фото водитель узнаваем, несмотря ни на какие блики на стекле. Ну разве что солнечный козырек лицо заслоняет... Но тогда водителю придется доказать, что за рулем сидел не он, буквально привести за руку нарушителя. А «смазаться» номер из-за скорости не может — он читается даже при 250 км в час!
— А как насчет спорных ситуаций по скорости? Ведь превышение в пределах 10 километров в час штрафом не карается...
— Видеосистема настроена так, что фиксируется скорость, превышающая допустимую на 11 километров в час. То есть учитываются эти самые 10 км и погрешность прибора.
— А видеокамеры точно заработают с 1 июля? Их уже установили?
— Нет еще. Сроки зависят от финансирования.
Лучше не спорить
На одни и те же вопросы о спорных ситуациях, которые корреспондент «ВК» задала и начальнику отдела административно-правоприменительной деятельности УГАИ, и начальнику отдела НПФ «Ситеком», они ответили по-разному. К примеру, Калимуллин не рискнул указать, что прибор слежения будет считать проездом на красный свет — переезд за стоп-линию, которая находится перед светофором, или переезд за линию пересекаемой проезжей части, а Порфирьев уверенно сказал, что камеры настроят на стоп-линии.
На вопрос, будет ли камера фиксировать такое распространенное в Казани нарушение, как поворот налево из среднего ряда, Калимуллин заметил, что пока будут отслеживаться только три вышеупомянутых вида нарушений, а Порфирьев — что это нарушение камера будет фиксировать как проезд на запрещающий сигнал светофора, имея в виду, что водитель, возжелавший повернуть налево из среднего ряда, неминуемо должен будет выехать за стоп-линию и встать в крайний ряд перед поворачивающей по правилам машиной, и проделывать этот запрещенный маневр он будет, пока на светофоре горит красный свет.
Дышите, не дышите...
Еще одно нововведение на дорогах с 1 июля, согласно последним поправкам в КоАП, — освидетельствование на алкогольное опьянение при помощи сертифицированных алкотестеров. Водитель теперь обязан дышать в «трубку» на месте. Зато он имеет право запросить у инспекторов ГАИ сертификат на эту самую «трубку». Плюс опять же послабление — с 1 июля КоАП четко определяет понятие «состояние опьянения»: в этом состоянии в крови должно быть больше 0,3 промилле алкоголя.
Инна Серова, «Вечерняя Казань»