Хлеба без зрелищ
На завтрашней сессии Госсовету РТ предстоит принять ряд финансовых законопроектов, которые повлекут изменения как в благосостоянии отдельных юридических лиц, так и в оценке степени благосостояния народа.
Законопроект «О потребительской корзине в РТ» является, можно сказать, долгожданным плодом тесных, но сложных и запутанных отношений между властью в лице структур кабмина и обществом в лице профсоюзов. Эти родители в течение многих предшествующих месяцев не могли прийти к согласию относительно желанных параметров будущего отпрыска. Общество хотело, чтобы он был поупитанней. Власть хотела, чтоб он был тощ, ибо хорошо кормленные субъекты хуже вписываются в суровые реалии жизни. Ведь потребительская корзина — это эквивалент прожиточного минимума, и при более качественном и дорогом наполнении этой корзины неминуемо возникнет неприятность со статистикой: большее количество татарстанцев будут выглядеть находящимися за чертой бедности. А находящимся за этой чертой положены разнообразные субсидии, так что выходит, что более вкусная и здоровая пища для бедных вредит и государственным финансам.
Прения продолжались таким образом, пока прокуратура не заметила, что плод уже переношен: законодательный срок утверждения новой потребительской корзины миновал еще в феврале прошлого года. Представление прокурора РТ парламенту по этому поводу явилось эффективным стимулирующим средством — не прошло и месяца, как законопроект родился.
Новое наполнение татарстанской потребительской корзины оказалось на зависть многим регионам. В продовольственной корзине для бедных стало меньше картошки, хлеба и макарон, но больше овощей, бахчевых и свежих фруктов. Насколько больше? По каждой этой позиции — на 6 с лишним кило (в год). А по мясо- и рыбопродуктам и растительному маслу с маргарином татарстанская корзина оказалась даже на пару кило в год тяжелее федерального стандарта. Абсолютный рекорд прироста — за рыбой, ее в рекомендуемом рационе для бедных вместо 8 кг в год стало 17,5.
Словом, власть, будучи призванной к порядку прокуратурой, сразу проявила горячее желание стать примерной матерью беднейшим гражданам и позаботиться о том, чтобы они могли передвигать ноги чуть активнее и даже (тут вся надежда — на рыбопродукты, в коих, как известно, содержится фосфор) время от времени пользоваться мозгами... Забыли лишь об одном — новорожденный законопроект оказался лишен того, что определяет культурную потенцию: в число затрат, образующих непродовольственную часть потребительской корзины, не включены предусмотренные федеральным стандартом услуги культуры. Тем самым удалось удешевить хотя бы эту часть на 5 процентов.
Кстати, величина прожиточного минимума, базирующегося на пока действующей модели потребительской корзины (ну, той самой, где больше картошки и макарон), по итогам 1-го квартала 2008 г. составляла в Татарстане 3597 рублей. Это — черта бедности, а по-научному, величина дохода, не обеспечивающего полного воспроизводства рабочей силы. А нижней чертой обеспеченности (доход, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, но не обеспечивающий ее развитие — физическое, интеллектуальное и т.п.) у нас считается величина минимального потребительского бюджета. МПБ, по последним, мартовским данным, составлял 7084 рубля на одного члена типовой семьи.
Сейчас 37,7 процента всех работающих граждан в Татарстане получают зарплату ниже МПБ. Второй из проектов этой финансовой серии, которые Госсовет РТ рассмотрит завтра, — законопроект о минимальном потребительском бюджете; его цель — минимальная зарплата в Татарстане не ниже величины МПБ. Впрочем, государство не может прямо устанавливать размеры зарплат в негосударственном секторе, поэтому к достижению этой цели, как и прежде, будут идти «поэтапно», путем соглашений с работодателями.
Но не надо думать, будто когда все эти этапы будут успешно пройдены, а цель — достигнута, то все ощутят минимальное благосостояние. Ведь в типовой семье — двое неработающих, и чтобы каждый ее член мог более или менее нормально восстанавливать свои силы после работы или учебы, каждый работающий должен зарабатывать как минимум вдвое больше МПБ...
Но и нельзя сказать, что переходом к регулированию и учету размера доходов посредством МПБ власть отрезает себе пути к возможности и впредь красиво отчитываться. Вчера, обсуждая эти законопроекты, члены бюджетного комитета Госсовета РТ вскрыли внутренний властный резерв корректировки этого показателя.
- Нам говорят: есть определенный список всего того, что входит в МПБ... — заметил Талгат Абдуллин. — Но что в этом списке в натуре — мы не знаем!
- Корзина для определения прожиточного минимума принимается законом, а список того, что входит в МПБ, устанавливается правительством, и народ этого списка не знает, — поддержал его Александр Таркаев. — Почему мы не утверждаем принципы составления этого списка?
Вопрос был, пожалуй, из разряда риторических. Понятно, почему: чтобы у кабмина была возможность отходного маневра на случай, если показатель МПБ окажется недостижимым.
Завтра планируется принять также изменения в закон о налоге на имущество предприятий, пересматривающий категории юрлиц, пользующихся льготами по этому налогу. «Главным страдальцем» этого закона, по выражению г-на Таркаева, будет КамАЗ: устанавливаемая для «производителей грузовых автотранспортных средств» налоговая ставка в 1,1 процента хоть и льготная, но ведь до сих пор КамАЗ платил этот налог по ставке 0,1 процента... Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин отметил, что цена этого законодательного решения для автогиганта — 46 млн. рублей.
И последнее о транспорте: транспортный налог с начала 2009 г. будет повышен в среднем на треть для каждой категории транспортных средств. К примеру, налоговая ставка для физлиц-владельцев авто с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил вырастет с 7,5 руб./л.с. до 10 рублей, а для юрлиц, владеющих такими же машинами, — с 15 до 20 рублей. Пропорционально повышается налоговая нагрузка и на более мощные легковые автомобили, а также на грузовые машины, автобусы, яхты, самолеты и вообще все, что движется, кроме мотоциклов и мотороллеров.
Марина Юдкевич, «Вечерняя Казань»