В этом милом старом доме. Проект реинкарнации казанских особняков становится реальностью
Иногда они возвращаются. Чуть-чуть изменившиеся, выросшие, быть может, на другом месте, но такие до боли знакомые казанские особняки — наш город когда-то был славен деревянным зодчеством.
Прошлым летом «ВиД», который на своих страницах постоянно ведет тему утраченного облика старой Казани, писал о двух удивительных горожанах. Оба они учились в одной школе и даже в одном классе, оба жили по соседству в самом центре нашего некогда неповторимого старого города. Это философ Владимир Курашов и архитектор Николай Новиков.
Не сговариваясь, тот и другой начали делать шаги в направлении сохранения казанских деревянных особняков.
Владимир Курашов сделал макет альбома, посвященного деревянному зодчеству столицы Татарстана, сам заснял десятки уникальных деревянных домов, которые, к величайшему сожалению, уже утрачены. Николай Новиков и его коллеги по архитектурной мастерской создали проект целой деревянной улицы — улицы-мечты многих казанцев, неравнодушных к истории города. Они тщательно изучили лучшие образцы деревянного зодчества Казани, сфотографировали дома и произвели обмеры. Архитекторы предлагают сделать новодел, но новодел с сохранением стиля дома, его декора, его исторического облика. По сути, дома с Вишневского, Волкова, Достоевского и других деревянных казанских улиц получили бы вторую жизнь, но в новом, идентичном теле. Такая своеобразная реинкарнация не только «души», но и физического облика.
Первоначально, когда Николай Новиков озвучил свою идею, ей заинтересовался тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков, который архитектора поддержал. Ориентировочно было выделено место под деревянную улицу — квартал «Б», участок, ограниченный улицами Островского-Павлюхина-Эсперанто-Луковского. Но прошел юбилей города, сменилось руководство в столице Татарстана, и энтузиазм в постройке деревянной улицы из 15 особнячков начал уходить как вода в песок.
К счастью, публикация в «ВиД» пробудила новый виток интереса к проблеме у городских и республиканских властей, и возникновение деревянной улицы начало обсуждаться на самом высоком уровне.
К сожалению, о квартале «Б» пришлось забыть — здесь планируется возведение домов высокой этажности, они сразу же «задавят» одно-, двухэтажные особняки, которым нужна определенная среда. Но, по словам советника мэра Казани по вопросам архитектуры Татьяны Прокофьевой, выход есть, и выход неплохой. Деревянная улица вполне сможет разместиться в Старо-Татарской слободе, проект реновации которой выполнил испанский архитектор Хосе Асебильо. Более того, ее появление здесь логически объяснимо, потому что львиная доля застройки Старо-Татарской слободы в прошлом — именно деревянные особняки. Что касается идей испанского архитектора, то, зная его приоритеты в сохранении исторического облика городов, можно предположить: деревянная улица не войдет в противоречие с его планами.
Напомним, что синьор Асебильо — с 1999 года главный архитектор Барселоны. Автор многочисленных проектов городского развития этого города. Профессор курса дизайна в Гарварде. Хосе Асебильо активно работает в России, сотрудничая с Центром современной архитектуры, после Арх-десанта, приуроченного 1000-летию Казани, профессор стал разработчиком проекта реновации Старо-Татарской слободы, одобренного Правительством РТ в 2007 году.
Где именно на территории слободы разместится улица из пятнадцати особняков, пока сказать невозможно, окончательное решение будет принято во время детальной проработки плана Хосе Асебильо, чем сейчас и занимается группа казанских зодчих. Кстати, как сообщила Татьяна Прокофьева, ситуация с деревянной улицей держится на постоянном контроле у городских властей.
Что касается альбома «Казань деревянная» Владимира Курашова, то после публикации в нашей газете интерес к нему проявило Министерство культуры РТ. Сейчас альбом печатается в одном из московских издательств, но практически весь тираж оплачивает наш Минкульт. Так что совсем скоро его смогут увидеть казанцы. И если уж не удалось сохранить оригиналы, пусть хотя бы в поколениях живет память о них.
«Время и деньги»