Такую Казань можно увидеть только на картинах

В выставочном зале при музее Амира Мазитова, что на улице Дзержинского, открылась персональная выставка казанского художника Евгения Канева. В экспозиции — 50 работ, выполненных в редкой технике: художник пишет гуашью по сырой бумаге. Грубая «плакатная» краска в картинах Канева ощутимо передает и нежную дымку утра, и тающие сумерки, и переливчатые лучи солнца...
В нашем художественном училище Канев окончил театральное отделение, его первым местом работы стал Барнаульский драматический театр. В 1974 году он переехал в Москву, где на киностудии им. М. Горького был и декоратором, и художником комбинированных съемок, и художником-постановщиком. Он принял участие в создании более двадцати фильмов, среди которых «Эскадрон гусар летучих», «ТАСС уполномочен заявить...», «Черная акула», «Идеальное преступление»... Сегодня Канев — свободный художник.
Любимый жанр Евгения — пейзаж. Но в экспозиции встречаются и живописные коллажи, это своего рода фантазии художника, причем реалистичные — узнаваемые. Например, на картине «К 200-летию Казанского университета» он запечатлел фрагмент фасада главного здания КГУ и спешащих современных студентов. А поверх «картины нашего времени» — тонко, черной тушью — приметы былого: фаэтоны, запряженные лошадьми, гуляющих горожан в дореволюционных одеждах...
Интересен коллаж, посвященный Казани: все пространство картины «заполнено» старинными двориками деревянных домов. На листе они расположены не хаотично, а «этажами». На самом верхнем «этаже» обращаешь внимание на окна избушки: в одном отображается минарет мечети, в другом — луковка православной церкви. В живописных двориках средних «этажей» есть место и людям, по их одеждам и аксессуарам нетрудно определить, из какого они времени: вот жители довоенной Казани, вот «шестидесятники»... А первым «этажом» художник сделал резные деревянные ворота, на которых сидит веселая птичка и лежит жирный кот — сценка без срока годности, живописный синоним уюта...
Канев всегда пишет в мастерской — по памяти и по фотографиям. Фотографирует сам: сразу видит, что и как стоит запечатлеть потом на картине. Именно так появились картины из цикла «Соловки», «Старая Казань». Причем серию «Старая Казань» искусствоведы считают уникальной не только из-за мастерства художника. Сегодня эту Казань можно увидеть лишь на картинах Канева, в реальности она утрачена.
Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань»