Играл на старой дудочке Пьеро. Выставку кукол охраняет задумчивый ангел
В ООО «Ак Барс Галерея» открылась выставка «BELLE ART». Свои работы на ней представили казанские художницы Елена Ермолина, Лариса Рябинина, Ольга Покалева, Милана Королева, Светлана Борисова, Марина Юсупова. Все участницы выставки живут и творят в Казани. Все они имею схожее образование — театрально-декорационное отделение училища или института.
Нет, Пьеро, которого создала Милана Королева и которого я упомянула в заголовке, вспомнив старое стихотворение, не играл на дудочке. Дудочки у него вовсе не было, это я придумала. Придумала, потому что куклы, которых представили в галерее казанские художницы, провоцируют начать придумывать и играть, ведь игра без фантазии невозможна. Пьеро был одет в голубое платье и был на этом празднике жизни пронзительно один. Все верно, он ведь не звенящий Арлекин, он тот, кто получает пощечины. У этого Пьеро с выставки есть свой характер, который, впрочем, читается и у всех остальных кукол.
Как говорят сами художницы, их куклы создаются исключительно для созерцания и душевного общения. Их основные функции — эстетическая и психологическая. Зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи бурного научно-технического прогресса и начинающейся глобализации, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, к своим истокам, как уходили в разное время живописцы в примитивное искусство или абстракцию.
Пожалуй, на этой выставке наиболее часто приходит на ум слово «трогательно». Трогателен мальчик-зайчик — существо в карнавальном костюме, в котором малыши любят ходить на елки. Он соседствует с Пьеро, и они словно пытаются дружить. Трогательны мальчики Елены Ермолиной — бледные, субтильные, словно превратившиеся в кукол герои Достоевского. Одна кукла — «Мальчик в треуголке», вторая — «Мальчик с лошадкой». У того и другого в руках крошечные лошадки, на которых в позапрошлом веке мальчишки ездили верхом. Такую куклу уместно держать на столике, покрытом кружевной скатертью, рядом с томиком Федора Михайловича.
Помните шутку про коня в пальто? Так вот, такой конь, его сотворили руки Марины Юсуповой, есть на выставке. На седом очкарике коричневое пальто с меховым воротником, и он очень похож на «ботаника» середины прошлого века. Так что кто-кто — это действительно конь в пальто. А старушка-улитка в вязаной раковине этого же автора? Как виден ее характер, ее стремление к уюту (теплая трикотажная ракушка), к порядку и равновесию во всем!
Кукла — модель человека и всегда несет в себе мироощущение своего создателя. При всей разности образов кукол Елены Ермолиной, Миланы Королевой, Марины Юсуповой, Светланы Борисовой все они полны мягкого юмора, лукавства и нежности. Этими же настроениями сказки, озорства и вместе с тем теплоты и трепета наполнены и живописные работы той же Елены Ермолиной, Ольги Покалевой, Ларисы Рябининой. Это взгляд на мир сквозь призму своего собственного детства, но еще больше — желание увидеть его глазами своих детей. Или, точнее, создать тот образ мира, в котором детям было бы легко и радостно жить. Впрочем, и мы, взрослые, с удовольствием окунемся в этот мир кукольных характеров.
Художницы при всей схожести очень разные. Светлана Борисова, например, тяготеет к символу — таков ее «Подсвечник с руками», словно стремящийся обнять весь мир. Елена Ермолина любит подсмотреть что-то смешное и рассказать об этом зрителю. Две ее работы на тему «апельсины на льду» — кукла «Девушка с апельсинами» и нарисованный «Кот с апельсинами» — великолепны. Тот и другой из персонажей скользит и роняет из авоськи апельсины, которые солнечными шариками катятся по льду. «Мария» и «Лизавета» Миланы Королевой — хохотушки, одна предпочитает красный цвет, другая — голубой. Может быть, это подружившиеся в сказочном мире королева Елизавета и Мария Стюарт, которым уже нечего делить?
Выставка «BELLE ART» — первый опыт работы галереи с казанскими художниками. С легкой руки прекрасных дам — опыт успешный. Можно предположить, что на выставке будет много посетителей, а кто-то из них даже захочет купить себе на память куклу или картину, большинство из работ продается по вполне приемлемым ценам.
...На краю невысокой башенки сидит ангел, легкий и воздушный, таким его увидела Марина Юсупова. Он так невесом, что, кажется, вот-вот улетит. Но нет, задержался: задумчивый ангел охраняет кукольную страну. Он хранит мир вечного детства.
«Время и деньги»