Грядет классификация горнолыжных баз и пляжей
В пятницу в Казани на совещании Ростуризма была представлена стратегия развития туристической отрасли страны до 2015 года. Если она будет реализована, то уже к 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров по числу туристских посещений. Пока же в рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма (TTCI) среди 130 стран у нашей страны лишь 64-е место. На первом — Швейцария.
Больше всего зарубежных гостей пугают российские проблемы с безопасностью, наши дорогие отели, неразвитая инфраструктура дорог и плохое в целом отношение к иностранцам, отмечается в докладе экспертов Всемирного экономического форума в Давосе. Впрочем, мнение россиян относительно отечественной индустрии отдыха совпадает с иностранным процентов на 90. Удовлетворить спрос приезжих в гостиницах эконом-класса сейчас не в состоянии ни один город страны, включая Казань, где лишь в будущем году надеются достроить и сдать четыре таких объекта.
Недоступная гора
— К нам в гости, на всероссийское совещание, приехали представители Ростуризма из 50 регионов страны. Хотим подружиться, чтобы в дальнейшем не конкурировать друг с другом, а вместе продвигать наши регионы и всю Россию как интересную туристическую державу, — объяснил корреспонденту «ВК» позицию правительства РТ замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Анатолий Березинский. — Чтоб не десять сабантуев по Волге проводили, а один, самый лучший, и все к нам праздновать ехали, а на большую рыбалку — в Астрахань!
...Операция «Дружба» была рассчитана на три дня и за это время чиновники-туристы успели побродить по Кремлю, пообщаться с отцом-настоятелем Раифского монастыря и даже поиграть в боулинг. Особенно запомнились приезжим мечеть Кул Шариф, Раифский дом паломника и горнолыжный комплекс «Казань». Правда, оценить «крутизну» искусственно завышенных гор на берегу Свияги не смогли — после фразы «Пожалуйте на банкет» желающих штурмовать горнолыжную трассу не оказалось.
А вот в домики для горнолыжников гости заглянули. И удивились — такой роскошной «простоте» в российской глубинке. В домике на две семьи — и баня, и сауна, и бильярд. А в соседнем здании еще и тренажерный зал с бассейном. «Я, пожалуй, здесь останусь», — заявил, прикорнув на диванчике, руководитель администрации туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз» Эльзар Аппаков.
Тем временем на склоне оживления не наблюдалось: на подъемнике — 6 — 7 человек, хотя в выходные, уверяют инструкторы, здесь даже очередь выстраивается, едут из Питера, Самары, Нижнего Новгорода, Москвы, Пензы. На спуске знакомимся с горнолыжниками из Казани. Чтобы успеть покататься до закрытия сезона, Иван и Артем отпросились с работы. Рассказывают, что обычно приезжают сюда, за 30 километров от города, только на пару часов. С «ночевой» не оставались ни разу: «Здорово, но дорого!».
Хочешь снять домик на сутки — выложи 8 — 10 тысяч рублей (будни/выходные), берешь комплект лыж, ботинок и палок — плати от 450 до 920 рублей (за два часа). Причем опаздывать в пункт проката нельзя — начислят плату еще за два часа. Еще одна внушительная статья расходов — услуги канатно-кресельной дороги. Похоже, в снижении расценок и привлечении клиентов с достатком ниже среднего здесь просто не заинтересованы. «Зачем, если сюда готовы ездить москвичи? У них в Подмосковье все дороже. И они ведь не на два часа, как наши, приезжают, денег больше оставляют», — говорят сотрудники комплекса.
— Пока горнолыжный комплекс остается нерентабельным. По бизнес-плану окупиться он должен за 8 — 10 лет, — комментирует ситуацию Анатолий Березинский. — Другие горнолыжные базы республики могли бы удовлетворить спрос менее обеспеченных туристов, но они — слишком далеко (Заинск, Кукмор, Альметьевск). Вот если бы был маршрут с промежуточными стоянками у какого-нибудь музея нефти, чтоб туристы могли остановиться у скважины, обмакнуть ручки в «черное золото», узнать, как оно добывается, и ехать дальше — к примеру, к музею пива. А там глядишь — уже и до гор добрались...
Руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский на совещании сообщил, что вслед за классификацией гостиниц в России поставят оценки горнолыжным маршрутам и пляжам, и посоветовал представителям регионов активнее разрабатывать инвестиционные проекты в области туризма. Несколько своих «наработок» в этом направлении Татарстан представил и участникам совещания.
Придорожный оазис
Инвесторам предлагают поучаствовать в строительстве 29 сервисных туристических пунктов на федеральных и республиканских трассах. Пересек гость на машине или автобусе границу Татарстана, сразу должен понять — здесь его давно ждали. Автозаправка, мотель, кафе, молельные комнаты, стоянка и турбюро — причем не функциональные коробки из бетона и металла, а архитектурные сооружения, выполненные в едином стиле. Заинтересовался гость, нажал на тормоз — а рядом уже представитель информационного центра, предлагающий билеты на футбольный матч, в театр, рекламирующий исторические, культурные и спортивные достопримечательности республики.
Появиться такие чудеса у дорог должны в ближайшие три года, если, конечно, не застопорится реализация республиканской программы развития туризма. Правда, пока не принята и сама программа, разработанная больше полугода назад. Вынести на рассмотрение правительства ее планируют в июне. Поднять туристический имидж Татарстана могли бы и качественные дороги, но реализовать этот план республике не удается даже при поддержке федерального центра: не успели сдать и порадоваться — пора ремонтировать.
Остаться в живых
Все большую популярность в России набирают различные виды экстремального туризма, но, по мнению специалистов, любое рисковое путешествие, за которое с человека берут деньги, нужно сделать максимально безопасным. Советские категории маршрутов остались в прошлом, новые еще только разрабатываются.
— У нас ведь каждый суслик — агроном: произвольно определяют сложность и цену маршрута, а фактически и цену жизни туриста, — возмущается начальник поисково-спасательной службы МЧС РТ Эмиль Фазлеев. — Вот года два назад одна фирма организовала маршрут выживания, а у человека в пути остановилось сердце. Может, его бы и удалось спасти, но связь со спасателями организаторы не поддерживали, свой маршрут нигде не регистрировали.
Ирина Плотникова, «Вечерняя Казань»