События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Передел рынка, или Борьба за безопасность пассажиров

08 февраля 2008
Передел рынка, или Борьба за безопасность пассажиров

Передел рынка междугородных перевозок Татарстана грозит пассажирам ростом цен. С 1 марта на трассах республики обещают ввести запрет на проезд самого дешевого транспорта — микроавтобусов «Газель». Как было заявлено в среду на совещании в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ, решение это продиктовано не желанием вытеснить конкурентов, а одной лишь заботой о безопасности пассажиров.

«Газель» и другие звери

Официально запрет начнет действовать лишь весной, но на минувшей неделе владельцам микроавтобусов и пассажирам дали почувствовать, насколько принципиальна позиция властей. С 29 января по 4 февраля пассажирские «газельки», «форды» и «мерседесы» останавливали на постах ГАИ, пересаживали людей на другие машины, а маленькие автобусы отправляли обратно. «Беспредел и самовольщина! Хоть бы предупредили, мы бы и выезжать не стали», — пожаловались корреспонденту «ВК» представители районных АТП, приглашенные на совещание в минтранс.

— Мы отправляли во все организации предписания и разворачивали микроавтобусы с учетом изменения погодных условий и роста аварийности, — прокомментировал ситуацию и.о. начальника республиканской ГАИ Масхуд Мифтахов.

5 февраля микроавтобусы смогли вернуться на трассы. А от временного устранения конкурентов выиграли таксисты и крупные АТП. «В обычные дни в большой автобус на Челны отправляли по 10 — 15 человек, после запрета — по 70, хорошо было», — сообщили корреспонденту «ВК» диспетчеры Казанского автовокзала.

По данным сотрудников ГИБДД, по вине водителей междугородных автобусов в Татарстане в 2006 году погибли 4 человека, в 2007 году число жертв достигло 15 человек. Семеро из них — водитель и пассажиры «Газели», в которую 12 декабря на полном ходу врезался автобус «Неоплан», выехавший на полосу встречного движения на трассе Москва — Уфа. «В большом автобусе никто не пострадал», — подчеркнул Масхуд Мифтахов и заметил, что «газельки» надо бы пускать под пресс, а не выдавать их владельцам разрешения на дальнюю перевозку пассажиров.

Далее Мифтахов обвинил представителей государственного автодорожного надзора в отсутствии контроля за соблюдением лицензионных соглашений — из-за чего на дорогах по-прежнему встречаются и неисправные автобусы, и пьяные водители. Именно такому, по данным ГИБДД, руководство Нижнекамского ОАО «ПАТП-1» 3 января доверило жизнь сорока пассажиров, направлявшихся в Казань на автобусе «Кароса». К счастью, дальше Набережных Челнов этот автобус не уехал.

Пассажиров на всех не хватает

За минувший год услугами перевозчиков на городских, пригородных и междугородных маршрутах в республике пассажиры воспользовались 400 миллионов раз. «Это высокоэффективный бизнес, и его участники должны играть по единым правилам», — изложил позицию минтранса заместитель главы ведомства Азат Галиахметов.

Министерство не устраивает ситуация, когда больше половины, а то и две трети популярных рейсов в Челны и Зеленодольск выполняются организаторами так называемых «заказных» перевозок. Не участвуя в конкурсах на право обслуживать конкретные маршруты и не отчитываясь перед чиновниками, предприниматели на маленьких автобусах просто увозят пассажиров из-под носа больших транспортных организаций.

— Бороться с конкуренцией можно, лишь предоставляя лучшие условия. Почему ждете, что мы, контрольные органы, избавим вас от конкурентов? — обратился к участникам совещания начальник Управления государственного автодорожного надзора по РТ (УГАДН) Борис Смирнов.

— Ну не может наш 12-метровый «корабль»-красавец лавировать по дворам, как эти «газельки», и собирать пассажиров, — посетовал представитель Чистопольского АТП.

— И не надо, «Газелями» людей собирайте и пересаживайте на большой автобус, — предложил Смирнов.

— Да не хотят они пересаживаться...

Начальник УГАДН также сообщил, что лишит лицензии каждого перевозчика, допустившего гибель людей. И потребовал, чтобы транспортники выбирали тип и марку автобуса в зависимости от вида перевозок и погодных условий, как того требует приказ Минтранса РФ. По мнению Смирнова, требованиям безопасности на междугородных перевозках наряду с «газельками» сегодня не отвечают и микроавтобусы марки Ford. Но их пока не тронут.

Если уж анализировать статистику аварийности, то в «черный список» микроавтобусов по итогам 2007 года должны были включить и Mercedes. 16 октября на трассе Казань — Оренбург машина этой марки столкнулась лоб в лоб с грузовиком Skania. Девять пассажиров и водитель автобуса погибли, пятерых госпитализировали. Вообще же автобусов, не попадающих в аварии, еще не придумали, так что у желающих «навести порядок на рынке» выбор неограничен.

Странным образом срок активных действий республиканских властей совпал с запуском нового автозавода в свободной зоне «Алабуга». Как раз в конце февраля — начале марта компания «Северсталь-авто» обещает приступить к сборке автомобилей «FIAT Ducato» (в том числе — микроавтобусов), которые в ряде регионов уже успели окрестить «убийцами «Газелей».

Ну а микроавтобусы Горьковского автозавода, попавшие в немилость, власти республики предлагают использовать на сельских и муниципальных маршрутах. Осталось договориться лишь с соседними регионами — Ульяновской областью, Чувашией, Марий Эл, откуда в Татарстан тоже ездят «Газели».

У пассажиров должен быть выбор

Новость о том, что останутся без работы, водители-частники, забирающие людей на Советской площади, восприняли в штыки:

— У меня лицензия истекает лишь через два года, «Газель» брал в кредит, как отдавать и детей кормить буду? — спрашивает у корреспондента «ВК» 56-летний Валерий Семенов из Набережных Челнов. — И так каждый день гаишники останавливают и без всякого осмотра выписывают протокол на 100 рублей — говорят, начальство спустило план: прищучивать по 10 — 15 «Газелей» в день. А ведь сейчас на этом рынке цены именно мы сдерживаем...

— Все говорят: «опасные машины», «гонитесь за прибылью», а когда метель была, так, наоборот, большие автобусы в кювет уходили, переворачивались, а мы их пассажиров к себе сажали, — рассказывает водитель с заинского маршрута. — Вы говорите, в села предлагают нам ездить — а как? Там ведь дороги не чистят, да и денег у людей нет...

Пассажиры «газелек» — народ небогатый и непривередливый: студенты, жители деревень и сел. Им главное — побыстрее и подешевле. Водители не слишком популярных направлений — до Базарных Матак или Алькеевского района — считают, что с запретом »Газелей« их маршруты будут приносить не прибыль, а убытки: «Нет у нас потока пассажиров, оттуда шесть человек в Казань привезли и обратно столько же. Пересадит нас предприятие на «пазики» и что — будем пустой автобус гнать, расходуя вдвое больше топлива?».

Чиновников минтранса такой вариант вряд ли устроит, так что возможны варианты. К примеру, убыточные маршруты могут поделить на части: первую половину пути едете на большом автобусе, дальше — на маленьком. Чем это чревато — казанцам объяснять не нужно. Транспортная революция в городе тоже начиналась с запрета »Газелей«.

Однако

На защиту »Газелей« встал производитель. И.о. пресс-секретаря »Группы ГАЗ« Олег Гамов объяснил корреспонденту »ВК« официальную позицию руководства компании:

— Мы возмущены действиями, которые напрямую нарушают статью Конституции РФ »О свободной конкуренции«, и ответственно заявляем, что никаких правовых оснований для снятия автомобилей той или иной марки не существует, кроме описанных в соответствующих регламентах. По мнению руководства Горьковского автозавода, там, где есть порядок в обслуживании автотранспорта и контроль за качеством автотранспортных услуг, там нет аварийности и есть порядок. Пример: структуры Вооруженных сил России и МЧС, где также массово используют автомобили »Газель«, но показатель аварийности и катастроф у них близится к нулю. На сегодняшний момент руководством »Группы ГАЗ" готовится запрос в правительство РТ с просьбой предоставить для ознакомления решение государственных органов, нарушающее законодательство РФ.

Ирина Плотникова, «Вечерняя Казань»


Другие новости раздела


19 апреля 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы