Автошкола для инвалидов готовится к новоселью
С середины февраля в Казани возобновит работу автошкола для инвалидов. Возможность обучаться вождению эти люди потеряли в марте 2006 года, когда был ликвидирован реабилитационно-технический центр при Министерстве соцзащиты РТ.
Этот центр действовал больше 40 лет. Раньше государственная машина работала четко: «на права» инвалидов учили бесплатно, а каждые семь лет выдавали ключи от новой машины. В современной России права людей с ограниченными возможностями ограничили: на авто им приходится копить годами, а затем еще искать — кто ж их научит водить.
Серьезный удар по государственной системе реабилитации инвалидов нанес Федеральный закон «О монетизации льгот». Государство исключило спецавтомобили из перечня средств реабилитации, пообещав, впрочем, что инвалиды, включенные в число очередников до 1 января 2005 года, а таких в РТ было 1556 человек, машины все-таки получат. На дворе — 2008-й, а очередь стала короче лишь на 218 человек. При том что только в 2001 году «окушки» со спецуправлением от государства получили почти 3 тысячи жителей Татарстана.
Очереди нет лишь среди пострадавших на производстве. Их права защищает другой федеральный закон — «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве». За шесть лет региональным отделением фонда соцстраха выдано 294 машины.
— Полномочия разделились, — объясняет директор комплексного центра подготовки кадров Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Малюков, — обеспечение спецтранспортом осталось за федеральным центром, а вот затраты по его техническому обслуживанию (ремонт, диагностика, переоборудование) и обучению инвалидов-очередников в автошколе легли на региональный бюджет. Однако поправки в республиканский закон «Об адресной социальной защите» до сих пор не внесены, расценки на техобслуживание и обучение не утверждены, и инвалиды вынуждены решать проблему самостоятельно.
Обычные автошколы за подготовку водителей без ног и с травмами позвоночника сегодня берутся неохотно. Одно дело — теория, но для практики нужен автомобиль с ручным управлением и подготовленный инструктор. Все это будет в возрожденной автошколе, которая «переехала» с улицы Карла Маркса в здание комплексного центра подготовки кадров (Кировский район, Проточная, 8). Правда, не обошлось без потерь: гостиницы, в которой во время обучения жили инвалиды со всей республики, новый проект не предусматривает — дорого. Так что обучаться здесь смогут лишь казанцы и жители ближайших районов.
Заведующий школой Алексей Тимофеев с гордостью демонстрирует механические тренажеры, закупленные в Москве, и объясняет их устройство:
— Существуют три категории машин с ручным управлением: для людей без обеих ног — вместо педалей газа, тормоза и сцепления прямо на руле смонтированы переключатели, следующая модель — для тех, у кого нет правой ноги, еще одна — для лишенных левой. При управлении таким автомобилем неизбежна небольшая задержка, хотя у инвалидов с 15 — 20-летним водительским стажем она почти не ощущается. Вообще, мы советуем им приобретать иномарки с автоматической коробкой передач, при желании переоборудовать для водителя-инвалида можно любую машину, нам не удалось это сделать лишь с шестисотым «Мерседесом».
Первым курсантам «ручные» тренажеры вряд ли понадобятся в отличие от сурдопереводчика: в середине февраля в школе планируют начать занятия с группой слабослышащих.
— Пока поправки в закон не согласованы со всеми ведомствами и не приняты Госсоветом, занятия для инвалидов будут платными, правда, дешевле, чем в обычных автошколах, — говорит Айрат Малюков. — В будущем надеемся, что республика будет компенсировать хотя бы часть средств на обучение инвалидов.
Поскорее бы, говорят в республиканском Обществе инвалидов, машина для нас — это не просто средство передвижения, а действительно возможность почувствовать себя человеком, каждый день ездить на работу, вести активную жизнь...
Ирина Плотникова, «Вечерняя Казань»