В «Травиате» не только шампанское — настоящее
В театре им. Мусы Джалиля прошла премьера оперы Верди «Травиата». Спектакль поставили режиссер из Франции Жаннет Астер, дирижеры Марко Боэми из Италии и Эрик Ледерхандлер из Бельгии, российские художники Ольга Резниченко и Игорь Гриневич.
Режиссерский дебют госпожи Астер состоялся в Канаде (опера «Волшебная флейта» Моцарта) на фестивале Национального центра искусств в Оттаве в 1977 году. С тех пор она осуществила более 180 оперных постановок на сценах театров Австрии, Франции, США, Германии, Великобритании, Швейцарии, Новой Зеландии, Гонконга... Впервые в Казани она оказалась в 2005 году: ставила в театре им. Мусы Джалиля оперу Доницетти «Лючия ди Ламмермур».
Особенностью той постановки было переосмысление сюжета: героями оперы стали наши современники. Мужчины с мобильными телефонами были похожи на офисных сотрудников, а в костюмах Лючии (джинсы и футболка, коктейльное платье) можно было запросто пойти в ночной клуб. Идею перенести действие с конца ХVI века в начало XXI Жаннет Астер помог воплотить тогда художник Игорь Гриневич, построивший на сцене «мир корпораций»...
В этот раз Жаннет Астер и Игорь Гриневич снова решили «осовременить» оперу и перенесли действие вердиевской «Травиаты» из XIX века в двадцатые годы прошлого столетия. Впрочем, костюмы героев от Ольги Резниченко так изысканны, что и в наше время в них можно появиться на каком-нибудь званом ужине: классика актуальна всегда. Вовсе не старомодной выглядит и главный безмолвный персонаж этой бессмертной истории любви — кровать. Шикарная, огромная и на удивление крепкая кровать, где разворачиваются бурные интимные сцены Виолетты и Альфреда...
Но не только «помолодевшие» декорации и костюмы, а также настоящее шампанское, льющееся рекой, — особенность новой постановки. Нетрадиционно решен финал спектакля: Виолетта, как известно, умирает от туберкулеза, но в спектакле Жаннет Астер она умирает счастливой, так как успела познать чистую и бескорыстную любовь.
Известно, что певица Фанни Сальвини-Донателли — первая исполнительница Виолетты — весила 130 килограммов! А самая знаменитая Виолетта начала ХХ века — Луиза Тетраццини, певшая с Энрико Карузо, — была толще первой Виолетты. Тогда «Травиата» перешла в разряд произведений «искусства ради искусства»: в спектакле ценили только исполнительское мастерство артистки. Но времена меняются, и для современных режиссеров внешние данные певицы важны не меньше вокальных. В этой связи удачей казанской постановки можно назвать приглашенную на роль куртизанки Виолетты Жанну Домбровскую из Мариинского театра. Обладательница легкого и благородного сопрано, невероятно пластичная, обаятельная и чувственная, она очень убедительна на сцене.
Солиста Мариинского театра Ахмеда Агади, приглашенного на партию Альфреда, наш зритель знает и любит уже давно. Не раз на казанской сцене он пел и в «Травиате». Многие до сих пор помнят изумительный спектакль, где его Виолеттой была потрясающая Ольга Кондина. Но тогда его Альфред был молодым и восторженным провинциалом, а сейчас он иначе играет эту роль. Агади создает образ уверенного в своих силах и даже мудрого мужчины, способного на страсть и покаяние...
Оркестр под управлением Марко Боэми звучит так, что иллюзия, будто все переживания актеров на сцене настоящие, только усиливается. Спектакль о любви получился красивым и чувственным.
Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань»