Поберегись: «Драконы» на дороге

«Не автобус, а издевательство, — так каждое утро выпускает пар после поездки на общественном транспорте моя коллега. — Неудобный — ни войти, ни выйти, на ногах во время движения не устоять». И читатели звонят в редакцию — один жалуется, что не успел выйти — дверью прищемило, другой — что водитель неожиданно открыл дверь, так что пассажир выпал. У водителей легковушек к автобусникам тоже претензии: раньше их «Газели» подрезали, а сегодня массивные автобусы не моргнув глазом, то есть поворотником, из потока буквально выдавливают...
Обо всех этих безобразиях корреспондент «ВК» рассказала директору ПАТП №2 Альберту Мухаметшину. Он часть претензий отмел: «Автобусы удобные, держаться есть за что», а с частью — согласился: «Если водитель закрывает двери или начинает движение, когда пассажир еще не вышел, это просто невнимательный водитель. Обзор в автобусе отличный, он всех должен видеть». И предложил корреспонденту убедиться в удобствах новых автобусов на собственном опыте: «Вы покатайтесь — водитель будет ждать в 14.00 у издательства».
Чтобы продемонстрировать все положительные качества «Драконов», с маршрута № 77 сняли машину с госномером ВР548. Управлял ею человек не простой: Раиф Исхаков — бригадир, у него в подчинении несколько рядовых водителей. Для начала он предложил мне посидеть в водительском кресле, которое оказалось очень удобным. В боковых зеркалах-«лопухах» отлично отражается все, что надо видеть водителю — и машины в соседних рядах, и входящие-выходящие пассажиры. И стало быть, граждане, которые чуть ли не через день фигурируют в сводках ГАИ: «Водитель допустил выпадение пассажира...» — это жертвы водительской невнимательности.
Хуже с обзором внутри автобуса — в салонном зеркале можно что-то увидеть, только если дверь в салон открыта. Чтобы она не болталась, ее закрепили резинкой. Намертво. Так что пассажиры имеют совершенно свободный доступ в кабину. Что уже не есть хорошо — возможно, именно они мешают водителю сосредоточиться на входящих-выходящих гражданах. И еще одна маленькая деталь обнаружилась: водитель китайского автобуса ни шиша не видит, что происходит сзади. Пятясь, он спрашивает кондуктора: «Ехать? Не ехать?». А та, приникнув к заднему окну, командует.
— Знаете, кто на нас жалуется? — с ходу насели на журналиста водитель и кондуктор. — Старушки и инвалиды, в общем, те, которые с «ваучерами» (то есть с льготными билетами. — И.С.). Только им все не так, а остальные пассажиры всем довольны.
— Так старушкам-то до высоких поручней не дотянуться, по ступенькам в задней части салона не вскарабкаться, а если влезут, то непременно потом с них упадут...
— А они сзади и не сидят, они впереди садятся, — парировала кондуктор. И указала на шесть кресел, установленных вдоль салона между первой и второй дверями.
— Тут — держись не хочу, — заметил водитель. — Хоть за поручни у кресел, хоть за петли.
В разговоре с бригадиром ПАТП-2 Раифом Исхаковым выяснились и другие интересные подробности про новый автопарк. Он вспомнил, что, когда два месяца назад работал на «пазике» — на длинном маршруте, проходившем чуть не через весь город, сборы были выше, но вся прибыль уходила владельцу «пазика». А сейчас у водителя зарплата стала выше — до 15 тысяч рублей на руки, несмотря на то что 77-й маршрут до Победилова считается менее прибыльным, чем прежний.
Еще выяснилось, что, говоря о высокой квалификации водителей китайских автобусов, чиновники из городского комитета по транспорту и связи допускают, мягко говоря, преувеличение. «У нас таджиков много работает, — пояснил бригадир. — Некоторые уже поменяли права на российские, но не все». И условия труда жесткие, безопасность пассажиров не гарантирующие: «Две смены никак не сделаешь — водителей не хватает, поэтому в среднем за рулем проводишь 10 часов в сутки. А выходных — когда один в неделю, когда два подряд. Даем отдыхать всем по очереди».
Что же касается гонок за пассажирами, то Раиф Исхаков говорит: «Есть маршрут, который до площади Вахитова идет с нашим один в один. Развели бы нас по разным улицам — был бы порядок. А так — кто кого опередит, тот и план сделает».
Покинув салон образцово-показательного автобуса, корреспондент «ВК» пересела в проходивший мимо обычный — точно такой же. Немножко поболталась на ходу, уцепившись за петлю, и чуть не рухнула. Потеряв равновесие, стала искать более удобную опору, только добралась до ступенек — автобус резко прибавил ход. Спасибо мужичку, сидевшему у прохода: он рукав мне едва не оторвал, но удержал от падения на грязный пол. А ногу от синяка спас зимний сапог — летом, ударившись о ребро ступеньки, я бы так легко не отделалась.
Народу в автобусе было немного. Остановки через две удалось занять освободившееся место. Жесткое пластиковое сиденье, производитель которого науку эргономику явно не изучал, к долгой поездке не располагало, зато появилась возможность спокойно рассмотреть устройство салона. Наглухо закрытая со стороны кабины занавесочкой перегородка и запертая дверь исключали для пассажиров возможность поговорить с водителем, а для водителя — посмотреть на пассажиров в салоне. Двери он открывал и закрывал, не интересуясь, успели ли загрузиться-выгрузиться пассажиры, и вскоре у средней раздался крик: «Прищемили!». К счастью, его в кабине услышали.
* * *
Городские чиновники и сами понимают, что китайские «Драконы» — не лучшее решение. Но говорить об этом соглашаются сугубо неофициально. Потому что ларчик открывается просто: наши «Нефазы» и белорусские «МАЗы» хотя и удобнее, но намного дороже китайского ширпотреба. И если производитель в ближайшее время цену не сбросит, улицы всех татарстанских городов скоро заполонят исключительно красные «рептилии».
Анна Алтынова, «Вечерняя Казань»