Карабасу-Барабасу в тюзе не место
Казанскому тюзу исполнилось 75 лет. По этому поводу в театре устроили праздник, на который пригласили далеко не юных зрителей — директора Мюнхенского драматического театра Себастьяна Фельдхоффера, художественного руководителя Московского драматического театра «Сопричастность» Игоря Сиренко, представителей Союза театральных деятелей, Министерства культуры РТ...
Удивительно, но этому театру всегда везло с режиссерами. Здесь начинал Марсель Салимжанов, работали Вадим Голиков, Феликс Григорьян, Леонид Верзуб, Юрий Погребничко, Борис Цейтлин, Алла Полухина... Яркие индивидуальности, своими спектаклями они будоражили зрителей всех возрастов.
Существует мнение, что лучшее время Казанский тюз пережил в девяностые годы прошлого века с режиссером Борисом Цейтлиным: Государственная премия России была присуждена тогда спектаклю «Погром» по роману Васильева «И был вечер, и было утро», а «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль 1996 года» — «Буре» Шекспира. Но справедливости ради стоит сказать, что Казанский тюз был знаменит в нашей стране много раньше. Например, на первом Всесоюзном смотре детских театров (1945 год) он вошел в число лучших театров СССР, в 1972 году победил со спектаклями «Драматическая песня» и «Воробьев стекла не выбивал» на Всесоюзном театральном фестивале...
Многие театралы со стажем до сих пор помнят, как замечательно играла в спектакле «Воробьев стекла не выбивал» уникальная актриса Зоя Петрова. У нее была роль девочки, которая в пьесе говорит одну лишь реплику: «Воробьев стекла не выбивал!». Но в спектакле неутомимого экспериментатора Леонида Верзуба девочка Петровой стала главной героиней: танцевала «Умирающего лебедя», устраивала заварушки, пела...
Острохарактерные актеры — вот с кем еще всегда везло нашему тюзу. На его сцене блистали Анна и Мария Неменко-Бабковские, Петр Мулярчик, Борис Роскин, Анастасия Попова, Владимир Глушков... Да и сегодня этот театр — единственный среди русскоязычных в нашем городе, куда по-прежнему ходят «на артистов».
В биографии тюза есть и «черные страницы»: после пожара в 1996 году труппа шесть лет мыкалась по чужим сценам. Тогда мало кто верил, что театр оживет, а труппа не распадется. Но вопреки всему тюз выжил. Доказывают это не только аншлаги, призы на театральных фестивалях, но и бурная реакция зрителей: практически о каждом из 20 спектаклей репертуара говорят или «Это шедевр!», или «Это ужасно!». Главного режиссера Владимира Чигишева, который возглавил труппу в 2005 году, это только радует. По его мнению, театр должен волновать, самое страшное — равнодушие публики.
Он обожает свою труппу и считает, что театр строится на любви. А в качестве примера, каким не должен быть главреж, неизменно приводит старый анекдот: «Сидит Карабас-Барабас в кабинете. Смотрит, как в камине догорает Буратино, на стене распят Пьеро, к потолку подвешена изнасилованная Мальвина... Карабас-Барабас ухмыляется и не без гордости говорит: «Вот такой театр я люблю!».
Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань»