Конкурсная программа: от высокой поэзии до прозы жизни
Сегодня станут известны победители III Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар». Среди тех, кто поздравит новоиспеченных лауреатов, — специально приглашенные на церемонию закрытия фестиваля звезды кинематографа Евгений Миронов, Ия Нинидзе и Айдан Шенер.
До вчерашнего дня члены жюри «Минбара» категорически отказывались общаться с прессой: не положено. Остается только гадать, какие именно фильмы из сорока девяти, заявленных в конкурсную программу, произвели на них впечатление.
Но, на мой взгляд, одной из лучших на фестивале была антивоенная драма Ясмины Жбанич «Грбавица» (Австрия — Босния и Герцеговина -Германия — Хорватия), которая уже завоевала «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Эта малобюджетная картина рассказывает о последствиях войны в Боснии на примере трагической судьбы мусульманки. Кстати, в переводе «грбавица» — горбатая женщина. Свой символический горб, мрачную тайну, мусульманка Эсма скрывает от дочери: девочка родилась против воли матери как плод систематических изнасилований в лагере. А дочь думает, что ее отец был боснийским шахидом, погибшим на войне. Но однажды тайное становится явным...
Лирический фильм Насера Хамира «Баба Азиз» (Швейцария — Германия — Тунис — Франция — Венгрия — Иран — Великобритания) тоже может смело претендовать на победу. Он совершенно не политизирован, воспринимается как притча о вере. Зритель видит, как маленькая девочка Иштар и ее дед, слепой дервиш баба Азиз, бредут по пустыне на встречу дервишей, которая происходит каждые тридцать лет.
Точного места встречи не знает никто — все бредут, «доверяя сердцу». «Мы потеряемся!» — боится маленькая Иштар. «У кого есть вера, тот никогда не потеряется», — успокаивает ее баба Азиз. Пока они пересекают безграничное пространство пустыни по обжигающим пескам, встречаются с другими путниками. Драмы этих людей (кто-то отправился на поиски любимой, кто-то — чтобы отомстить обидчику) гармонично вплетаются в сюжетную канву этого потрясающе красивого фильма. Финал его печален, но это светлая печаль: баба Азиз, оставляя внучку на попечение своего нового друга, остается в пустыне умирать, называя смерть «свадьбой с вечностью»...
Если фильм «Баба Азиз» можно назвать высокой поэзией кинематографа, то российскую киноленту «Одиннадцать писем к Богу» Акима Салбиева — прозой поэта. Сюжет этого фильма излишне сентиментален: среди неблагополучных мальчишек, живущих в интернате в горах Осетии, есть один блондин-тихоня, который каждый вечер пишет письма Богу. Шумные и нервные педагоги-взрослые называют его ангелом... Параллельно истории с письмами, наивный текст которых звучит за кадром, в фильме разворачивается еще одна история. Про то, как директор интерната всеми правдами и неправдами, стремясь уберечь здание интерната от сноса, идет на уловку: сообщает чиновникам, что в этом здании останавливался Пушкин...
«Поездка в Зигзигленд» (США — Палестина) Николь Балливьян может претендовать на несколько номинаций «Золотого Минбара». В этом фильме кажутся безупречными и режиссура, и сценарий, основанный на реальных событиях, и игра исполнителя главной роли Башара — актера Башара Дааса. Зигзигленд — это выдуманная Башаром страна. Он — актер, родился в Палестине, мечтает выступать на Бродвее и поэтому приезжает в США. Но на всех кастингах ему (из-за колоритной внешности) предлагают роли террористов. Башар отказывается играть террористов, а чтобы свести концы с концами, работает водителем такси. Всем своим пассажирам он говорит, что приехал из Зигзигленда. Это спокойнее, чем признаваться, что он из Палестины.
Фильм Николь Балливьян — не столько о борьбе за существование арабских эмигрантов в Америке, сколько о психологии людей, о стереотипах в обществе и... о порядочности. В финале картины перед Башаром стоит выбор: или отвезти тысячу долларов в департамент и продлить свою рабочую визу в США, или оплатить операцию другу, который внезапно попал в больницу. Башар помогает другу и, распрощавшись с мечтами о Бродвее, возвращается в Палестину.
Среди короткометражных фильмов неплохие шансы на успех у экспериментальной картины Салавата Юзеева «121», впечатляющей сюрреалистическим сюжетом: в ленте с живыми журналистами встречаются давно ушедшие в мир иной Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Александр Пушкин...
А среди неигровых картин особняком стоит снимавшаяся около года в Ираке, Кувейте и США документальная история «Теряя Ахмада» — о семилетнем жителе Багдада Ахмаде Шерифе. Возвращаясь из школы домой, он лишился зрения и правой руки в результате взрыва американской бомбы. Четверо американцев, пересекших кувейтско-иракскую границу, увозят Ахмада с собой в Нью-Йорк, чтобы оказать ему квалифицированную медицинскую помощь. Но по дороге гуманитарная миссия превращается в грязный бизнес: благотворители ссорятся, каждый пытается приписать историю помощи Ахмаду себе. Бедный мальчик, на которого трудно смотреть без содрогания, невольно становится героем имиджевой политики взрослых...
Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань»