События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

В Казани представят уникальные экспонаты из собрания Китайского национального музея шелка

31 августа 2007
В Казани представят уникальные экспонаты из собрания Китайского национального музея шелка

С 10 сентября по 22 октября в Национальном музее РТ будет работать выставка «Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка».

Выставка является одним из важнейших мероприятий Фестиваля китайской культуры, проводимого в рамках Года Китая в России. Среди уникальных экспонатов из собрания Китайского национального музея шелка — предметы шелкового ткачества, одежда и украшения, образцы узоров на шелке, произведения декоративно-прикладного искусства. Она представляет уникальные экспонаты из собрания Китайского национального музея шелка (Ханчжоу), который является крупнейшим музеем шелка в мире. В экспозицию вошли 115 наиболее значительных шелковых произведений искусства.

Четыре предмета являются особыми экспонатами выставки: шелковая лента периода культуры Лянчжу (3300−2000 гг. до н.э.) — самое раннее изделие из шелка, найденное в бассейне реки Янцзы, а также три пары нефритовых украшений для ткацкого станка, относящиеся к тому же времени. Они были извлечены из захоронений высших священнослужителей культуры Лянчжу, когда шелк использовался исключительно высшими служителями культа и вождями племен.

Блуза из темно-коричневой тафты также представляет собой большую редкость как уникальный полностью сохранившийся образец женской одежды эпохи Северных династий (386-581 гг.). Изумительно красивый халат из тонкого шелка с вытканными крупными цвета-ми представляет собой типичный образец пышной эпохи Тан (618-907 гг).

На выставке будет представлено множество редких произведений, например, шелк цзинь с изображением танцоров − полотно с изображением людей, которые кружатся в танце, держась за руки. Такие рисунки очень редко встречаются на шелке. На полотне эпохи Сунн (960-1279) изображены два пышных цветка лотоса, под которыми на голубой земле лежит пара оленей — их головы вскинуты, передние ноги немного приподняты, и кажется, что они вот-вот готовы вскочить и умчаться вдаль. Небольшой халат эпохи Цин (1644-1911) − редчайшее произведение шелкового искусства: тончайшая вышивка изображает дракона на желтом шелке, цветными шелковыми нитями вышиты облака, летучие мыши, трава, цветы. Скорее всего, этот халат был создан для юного императора. На выставке также будут представлены современные работы, в том числе одежда с ручной росписью, цветные цифровые рисунки на шелке, пейзажная вышивка «свободным» стежком, а также приспособления для выращивания шелкопрядов, ткацкие станки и пр.

Китайский шелк всегда славился красотой и изысканностью. Это не только великолепный материал для изготовления одежды, но и уникальное произведение искусства. За несколько тысячелетий производство шелка в Китае достигло небывалых высот и получило признание во всем мире.

Искусство изготовления шелка является неотъемлемой частью древней китайской цивилизации. По результатам археологических исследований, время появления шелка в Китае относится к эпохе позднего неолита, другими словами, его история насчитывает более 5000 лет. Уже тогда китайцы успешно занимались разведением тутового шелкопряда и использовали выделяемую им нить в качестве материала для изготовления шелковой ткани.

Долгое время в Китае из поколения в поколение передавались легенды о происхождении шелка. Наиболее примечательно предание о Лэйцзу, первой супруге императора Хуанди, Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад. Переехав к мужу из юго-западной части Китая, Лэйцзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда. Легенда гласит: «Лэйцзу, девушка из рода Силин, стала первой женой Желтого императора. Вначале она научила людей разводить шелковичных червей, распутывать шелковичный кокон и таким образом снабжать себя одеждой. В Поднебесной не стало больше такой беды, как царапины и ссадины, и после-дующие поколения стали приносить Лэйцзу подношения как основательнице шелководства».

Примерно через три тысячи лет китайский шелк начал распространяться за пределы Китая по морским и сухопутным торговым путям, получившим название Шелковый путь. Обычно, говоря о Шелковом пути, подразумевают, по крайней мере, три маршрута: Степной шелковый путь, Шелковый путь, пролегающий среди пустынь и оазисов, и Морской шелковый путь. Благодаря контролю Китая над северо-западными областями со времени правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) из всех существующих на тот момент «шелковых путей» развивался, в первую очередь, Степной шелковый путь.

Достигнув северо-западных районов Китая, технология производства шелка попала в Среднюю Азию. Не так давно при раскопках к востоку от Пазырыка (Восточный Алтай) были обнаружены ткани из хлопковых нитей, относящиеся к V веку. Китайский шелк Танской династии (618 — 907 гг.) обнаружен на территории Синьцзяна, в захоронении Астана в Турфане, в могильнике Дулань в Цинхае в Китае, в Кала-и-Муг в Таджикистане, в захоронениях Мощевая Балка и Хасаут на Северном Кавказе, вплоть до Щецина в Польше и Бирки в Швеции. Найденные ткани доказывают, что этот период был временем расцвета торговли, и китайский шелк в большом количестве вывозился по Шелковому пути в Европу.

Россия оказалась активно вовлечена в торговлю шелком только в XVII веке. Как только был освоен сухопутный путь в Китай, между Россией и Китаем стали налаживаться дипломатические отношения. Правители в XVII XVIII вв. обменивались официальными посольствами, с которыми пересылали ценные подарки, в числе которых китайцы нередко посылали шелка.

Больше всего привозили и использовали узорчатые однотонные шелка, получившие название дамаск (дамаст) или камка. В таких тканях переливающийся декор создается различными переплетениями шелковых одноцветных нитей. Шелк, особенно ярких цветов разных оттенков красного, лилового, синего, зеленого, шел на одежды русской знати. Было и другое назначение дорогого узорчатого китайского шелка: он использовался на нужды церкви.

С конца XVII в. преобразования Петра I значительно увеличили потребность в китайском шелке только для светских и бытовых нужд, но и для шитья полковых флагов, обивки мебели, отделки интерьеров. На эти цели шли гладкие неорнаментированные однотонные шелка, блестящие гладкие шелка атласного плетения, дамаск.

Китайский шелк продолжали привозить в Россию и в XIX XX вв. Но он стал доступнее и дешевле, его могли приобрести люди средних слоев общества, а не только знать. Китайский шелк стали продавать на ярмарках, рынках, а позднее в отделах крупных магазинов, сообщает Министерство культуры.

Intertat.ru

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

23 октября 2017 г.
Поиск
 

Например «»


Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы


Информация предоставлена: