Казанцы увидят французское кино
В столице Татарстана 28 мая — 2 июня пройдет Фестиваль современного французского кино.
В преддверии фестиваля в Министерстве культуры РТ с журналистами встретились директор ОО «Альянс Франсез — Казань» (центр французского языка и культуры), доцент кафедры французского языка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Роза Губайдуллина, эксперт по французскому языку и культуре, представитель Посольства Франции в России господин Сириль Гори, начальник отдела межрегионального и межнационального сотрудничества и выставочной деятельности Министерства культуры РТ Раиса Сафиуллина, киновед Елена Алексеева, директор ГУП «Татаркино», член оргкомитета фестиваля Владимир Алексеевич Батраков, а также переводчик Фидалия Шайхлиева — участники пресс-конференции изложили историю зарождения идеи проведения в Казани фестиваля французского кино, рассказали о предлагаемых к просмотру лентах, о кинопроизводстве в сегодняшней Франции.
На фестивале в кинотеатре «Мир» будут демонстрироваться семь художественных картин и одна анимационная лента (фильмы предоставлены Посольством Франции в России): драматическая комедия «Сестры в ссоре» (2004, режиссер Александра Леклер), психологический детектив «Юный лейтенант» (2005, режиссер Ксанвье Бовуа, премия «Сезар»-2006 «Лучший французский фильм года» и «Лучшая женская роль»), комедия «Я здесь не для того, чтобы меня любили» (2005, режиссер Стефан Бризе), триллер «Гильоьтина» (2005, режиссер Коста-Гаврас), мультфильм «Принцы и принцессы» (2000, режиссер Мишель Осло), драма «Предательство» (2005, режиссер Филипп Фокон), психологическая драма «Маленький Иерусалим» (2005, режиссер Карин Албу, премия «Сезар»-2006 «Лучшая молодая актриса»), драма «Верные любовники» (2004, режиссер Филипп Гаррель). Начало сеансов — в 18 часов, цена билета — 50 рублей (абонемент — 200 рублей).
Как прозвучало на встрече, эти фильмы уже посмотрели в 14 городах России, от Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутска и Владивостока. Дни французского кино в России — один из самых масштабных и вместе с тем необычных проектов, осуществляемых Посольством Франции при участии сети отделений «Альянс Франсез» и региональных центров французского языка. Речь идет о передвижном показе в 17 городах России в течение полугода восьми художественных лент. Ленты эти представляют авторское кино Франции, которому, как правило, редко удается дойти до российского зрителя, особенно в регионах. Они не приобретались российскими дистрибьюторами, которые предпочитают американские боевики. В каждом из городов каждый фильм показывается только один раз с переводом на русский язык. Дни французского кино стартовали в Москве в январе, киноленты, объехав города Сибири, побывав во Владивостоке, добрались до Казани.
Все фильмы фестиваля являются лауреатами международных кинопремий и уже успели завоевать признание во многих странах.
Организаторами фестиваля являются Центр французского языка и культуры «Альянс Франсез — Казань», Министерство Культуры РТ, ГУ «Татаркино» при поддержке Посольства Франции в России.
Как отметила Роза Губайдуллина, в переводе фильмов, предлагаемых казанским зрителям, участвовали студенты факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, студенты будут осуществлять перевод и во время сеансов. Роза Губайдуллина сказала также о широкой тематике художественных лент о жизни современной Франции, о трагических событиях прошлых десятилетий, о войне и о любви, взаимопонимании представителей разных конфессий, — и выразила надежду на то, что фильмы понравятся казанцам, откроют новые стороны народа, который нам очень близок.
Господин Сириль Гори, сказав о полномочиях, полученными им от Посольства Франции в России, в продвижении французского языка и культуры в нашей стране, рассказал о совместной работе с обществом «Альянс Франсез — Казань» и отметил как приятное совпадение: в эти дни в Каннах проходит очередной кинофестиваль.
Французский гость сказал, что из предложенной для фестиваля подборки фильмов для него особо интересной показались мультипликационная лента «Принцы и принцессы», высоко отозвавшись при этом о российской мультипликации, и драматическая комедия «Сестры в ссоре», и выразил пожелание, чтобы «ворота для французской культуры в Казани были открыты».
Раиса Сафиуллина рассказала о чрезвычайно продуктивной, по ее мнению, деятельности возрожденной 27 октября 2006 года общественной организации «Альянс Франсез — Казань» и директора этой организации Розы Губайдуллиной, за короткий срок воплотившей многие культурные проекты и планирующей проведение красивых акций, которые позволят казанцам, прежде всего молодежи, познакомиться с культурой Франции.
«Франция является родиной кино — и всегда была в лидерах в киноискусстве и в киноиндустрии, и я очень рассчитываю на то, что фестиваль пройдет успешно, учитывая активную работу организаторов, в том числе из нашего отдела», — сказала Раиса Сафиуллина.
Елена Алексеева изложила журналистам основные вехи развития французского кино. По данным искусствоведа, именно во Франции был рождён кинематограф: 28 декабря 1885 года в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». И можно сказать, что с тех пор французское кино никогда не пребывало в упадке. Французское киноискусство является одним из самых уважаемых в мире, и по популярности уступает лишь Голливуду. В начальный период своего развития французское кино было преимущественно трюковым, важная роль принадлежала изобретателю кинотрюковой съёмки — автору «кинофеерий» Ж.Мельесу и фирме «Фильм д'ар», привлекшей к работе в кино видных драматургов, театральных актёров и композиторов. В 1910-е годы международной известностью пользовались кинокомедии с участием М.Линдера, авантюрные серии Л.Фейада. До Первой мировой войны французское кино выпускало около 90 процентов мировой кинопродукции. В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих целях. Движение возглавили представители киноавангарда того времени. Занимаясь формальными экспериментами, авангардисты в то же время значительно расширили выразительные возможности кино. Ими создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового кино.
Современный облик французского кино сформировался уже после Второй мировой войны, после осмысления наследия войны и немецкой оккупации. После ряда антифашистских лент произошло важное обращение французского кинематографа к гуманизму. Большинство фильмов конца 1950-х это развлекательные ленты, далёкие от социальных тревог. С 1946 ежегодно (кроме 1948 и 1950) проводятся Международные кинофестивали в Канне. В 1976 году учреждена ежегодная национальная кинопремия «Сезар» (по типу американского «Оскара»). В конце 1940-х — начале 1950-х годов получают известность блистательные актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие. После войны также получили мировую известность лучшие экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953). Ещё в конце 1950-х очень важную роль в развитии французского кино сыграл новаторский фильм А. Рене «Хиросима, любовь моя» (1959). На пике «новой волны» французского кино за короткий срок приходят более 150 новых режиссёров, среди которых ведущие места заняли Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль. Затем появились до сих пор известные фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми — «Шербургские зонтики» (1964) и «Девушки из Рошфора» (1967). В 1960 — 1970-х годах во французском кино появилась целая плеяда актёров, среди которых наиболее известные это: Жана Моро, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Ален Делон, Анни Жирардо. Стали популярны и французские комики Жерар Депардье, Пьер Ришар и Колюш.
Современное французское кино — это очень утончённое кино, в котором психология и драматизм сюжета сочетаются с некоторой пикантностью и художественной красотой съёмок. Стиль определяют модные режиссёры Люк Бессон, Жан-Пьер Жене, Франсуа Озон. Популярны актёры Жан Рено, Одри Тоту, Софи Марсо, Кристиан Клавье, Мэттью Кассовитц. Правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа.
Сегодня, по данным собеседников, во Франции производится более 200 кинокартин в год.
Как подчеркнули участники разговора, на фестивале в Казани все фильмы будут новые, вышедшие на экраны в 2003 — 2006 годах. Почти каждая представленная лента признана мировой кинокритикой на кинофестивалях в Каннах и Венеции, титулована премией «Сезар». Настоящим подарком всем киноманам, считают организаторы фестиваля, станет фильм «Верные любовники», получивший в 2006 году награды за режиссуру и операторскую работу на Международном кинофестивале в Венеции и приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ как лучшему европейскому фильму года. Его автор, Филипп Гаррель, снял своеобразный ответ скандальным «Мечтателям» Бертолуччи, также посвятив его майским событиям 68-го года в Париже.
Сергей Саввин, Intertat.ru