События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Музей Боратынского отмечает юбилей

03 апреля 2007
Музей Боратынского отмечает юбилей

В эти дни в Казани отмечает свой юбилей один из самых интересных и необычных музеев Казани — музей Боратынского, ставший за 30 лет одним из основных центров исследования творчества Евгения Боратынского. По словам тех, кто работает там, 30 лет — время подведения некоторых итогов для человека, но не для музея.

Музей Боратынского — молодой музей. Однако годы его существования можно назвать очень насыщенными. История музея началась в 1973 году, когда учитель средней школы № 112 Вера Георгиевна Загвозкина и члены школьного кружка «Любители поэзии Е. А. Боратынского» начали собирать материал о семье Боратынских. Около четырёх лет они искали по всему городу сохранившиеся вещи, принадлежащие раньше владельцам большого деревянного дома на нынешней улице Горького: антикварную мебель, портреты членов семьи поэта. На заседания кружка Вера Загвозкина приглашала известных учёных и писателей. Среди них был и краевед-исследователь Н. А. Васильев, который рассказал членам кружка о своём знакомстве с потомками поэта, которые жили в Казани. Именно с этого момента тема поэзии Боратынского и сама личность поэта стали главной темой жизни Веры Загвозкиной. Сама она обладала очень мощной энергетикой, и именно под её руководством проводились поисковые работы, завязались связи с потомками поэта, жившими в России и за её пределами, которые, в свою очередь, приняли участие в формировании фондов музея. Большую коллекцию, состоящую из 600 предметов, передала музею правнучка Боратынского, Ольга Храмцова, жившая в Москве. Некоторые предметы из семейного архива Боратынских также были переданы братьями Алексеевыми и Натальей Толстой из Ленинграда. С экспонатами помог и Государственный музей А. С. Пушкина в Москве, передали предметы для коллекции и учёные-коллекционеры Казани.

К 1977 году коллекция предметов, связанных с жизнью семьи Боратынских, так разрослась, что пришла пора создать первую экспозицию. И она была создана в новом музее, который был открыт на третьем этаже только что построенной школы № 34. Директор школы всячески помогла Вере Георгиевне и её ученикам. Для того, чтобы создать экспозицию в Казань был приглашён художник из Москвы, большой любитель творчества Боратынского, Михаил Стриженов.

21 марта 1977 года состоялось торжественное открытие музея. На нём присутствовали почётные гости — те люди, которые участвовали в создании первых коллекций: Ольга Храмцова, Иван Архипович и Матвей Архипович Алексеевы, директор музея-усадьбы им. Ф. И. Тютчева в Мураново Кирилл Васильевич Пигарев.

В музее проводились научные конференции, литературные чтения, участие в которых принимали известные исследователи, отмечались дни рождения поэта и памятные даты.

Коллекция была столь значительной, что музею был присвоен государственный статус, и с 1981 года он стал филиалом музея А. М. Горького, а с1983 года — филиалом Государственного Объединённого музея ТАССР, ныне Национального музея РТ.

В 1982 году Вера Георгиевна Загвозкина вышла на пенсию и посвятила себя научной работе. Она выпустила две книги о любимом поэте: «Е. А. Боратынский и Казань» и «Литературные тропы: поиски, встречи, находки».

Обязанности управления музеем перешли теперь к Ирине Васильевне Завьяловой — молодой девушке, которая только что закончила исторический факультет Казанского университета. К тому времени музей всё ещё существовал на школьной площадке. Посетителей было много, ещё не развалилась туристическая система страны. Казанцы же приходили сюда не так часто. И именно благодаря Ирине Завьяловой музей стал вливаться в культурную жизнь Казани и всей республики.

Несмотря на нелёгкие времена, которые пришли вместе с перестройкой, музей не только сохранил старых посетителей, но и приобрёл новых. Всё больше внимания уделялось работе со школьниками и студентами, проводились музейные праздники для детей.

Коллекции музея всё пополнялись, формировались экспозиции. Музею стало тесно в школе. Стоит отметить, что 14 лет музей и усадьба Боратынских, о расположении в которой музея мечтала ещё первый директор Вера Загвозкина, существовали отдельно, сами по себе. И вот в 1991 году музею передали недавно отреставрированный флигель усадьбы. С этого времени музей изменился. Он был выведен из старых рамок, рамок маленького школьного музея. Здесь была создана новая выставка — «Страницы семейного альбома», которая был посвящена поэту и его потомкам.

В 1999 году к празднованию 200-летия А. С. Пушкина была открыта новая выставка «Пушкин и Казань. Город и его жители в трудах сочинителя Александра Пушкина», в 2000-м — экспозиция «Боратынские: век в Казани». В это время музей постепенно стал научно-исследовательским центром, который занимается не только изучением творчества Боратынского, но и всей культурной жизни русской провинции XVIII — начала XX столетий. Если в Казани сейчас говорят о музейной педагогике, всегда вспоминают музей Боратынского. С 1994 года здесь проводятся ежегодные «Литературные чтения», уровень которых — очень высок. Фактически это ежегодные научные конференции, посвящённые исследованию литературы, культуры и истории провинциальной России конца XVIII — начала XX веков. И если в 1994 году в чтениях принимали участие всего 6-8 человек, то сейчас их 20-30 и больше. Материалы литературных чтений публикуются.

Знаковым для музея стал и год 200-летия со дня рождения Боратынского. В этом году совместно с кафедрой русской и зарубежной литературы филфака КГУ была проведена научная конференция «Слово и мысль Боратынского».

Фонды музея сейчас состоят на учёте в Национальном музее республики Татарстан и включают более 4 тысяч единиц хранения. В составе фондов — мемориальная коллекция личных вещей Боратынского: бювар, подсвечник, лампа, книги, предметы обстановки из дома поэта в Казани и Каймарах, картины, которые были куплены самим поэтом в Италии, акварели, написанные его дочерью; личные вещи Антона Дельвига; коллекция мемориальных вещей А. К. Казем-Бека — известного российского востоковеда, карандашный прижизненный портрет Л. Н. Толстого, выполненный внучкой поэта К. Н. Боратынского, автографы А. М. Горького, С. Радчинского, В. Бонч-Бруевича, Н. Обуховой, А. Жемчужникова, работы художников Казанской художественной школы начала XX века — А.Фомина, Н. Сапожниковой, А. Денисова и других. В фондах музея также находится часть «Казанского архива Боратынских» — рукописи, документы, книги, фотографии, рисунки, эпистолярное наследие потомков поэта, живших в Казани и Казанской губернии. Кроме того — редкие издания XIX века, предметы быта и этнографии XIX — XX веков.

Музей Боратынского имеет две экспозиции. Первая по-прежнему находится в здании школы №34 и в хронологической последовательности отражает основные периоды жизни и творчества поэта: «Мара», «Петербург», «Финляндия», «Москва», «Казань», «Каймары», «Мураново», «Последние годы», «Потомки поэта». Вторая экспозиция была открыта в 2000 году во флигеле усадьбы Боратынского и содержит два основных раздела: «Желанье счастия», рассказывающий о творческих и жизненных поисках Е. А. Боратынского, и «Воспоминание о доме» — о судьбах его потомков, истории усадьбы.

На базе музея существует и «Клуб любителей казанской старины», где собираются люди, которым интересна история родного города, те, у кого со старой Казанью связаны воспоминания детства и юности и те, кто интересуется прошлым родного города.

Каждое рождество маленькие и большие казанцы могут стать свидетелями музейного праздника «Рождество в доме Боратынских». Этот праздник рассказывает о традициях и обычаях, которые существовали в усадьбе до революции. Детям рассказывают притчу о Христе, они зажигают свечи, но, тем не менее, это светское Рождество. Для ребёнка, растущего в православной культуре — это ещё один шанс прикоснуться к своим корням, для того же, кто придерживается другой веры — знакомство с чем-то новым, другим по своей сути.

Большому музею в небольшом флигеле со временем снова стало тесно, и сейчас основной, животрепещущей проблемой для него является судьба главного усадебного дома, который сохранился до сих пор, но находится в ужасающем положении. Формально он не принадлежит музею, и позаботиться о нём пока некому. Этот дом был разгромлен большевиками в 1918 году во время Гражданской войны, но даже тогда в самые тяжёлые, казалось бы, времена, он не был в таком плачевном состоянии, как сейчас.

С этим серым домом, как называли его сами Боратынские, связана история трёх поколений большой семьи. Многие люди, которые ходят мимо него каждый день, не подозревают, что это — последняя деревянная дворянская усадьба начала XIX века (так называемый деревянный классик) в Казани. В своё время, в начале 90х годов, усадьба вошла в Федеральную программу «Сохранения и развитие исторического центра г. Казани». Однако со временем программа сокращалась, и в ней осталось всего лишь несколько объектов, а главное, что десятки памятников старины по всей Казани уничтожены. Складывается порой ощущение, что привлечь внимание властей к этой проблеме невозможно, а если оно и будет привлечено, то возникнет наболевший финансовый вопрос.

Так или иначе, каждый год 19 мая серый дом открывает свои двери для посетителей. Экскурсии проводятся по тем местам в доме, где находиться безопасно. Напоминанием о тех, кто провёл в этом доме свою жизнь, служат книги, написанные родившейся здесь в 1894 году правнучки Е. А. Боратынского — Ольги Ильиной-Боратынской, поэтессы Серебряного века, писательницы первой волны русской эмиграции. Трагические события, развернувшиеся в годы революции в Казани, изменили жизнь этой женщины навсегда: расстрелян был её отец, безвестно пропал юный брат Алек. Жена белого офицера, спасая свою жизнь и жизнь своего сына, вынуждена была эмигрировать сначала в Харбин, а затем и в США, в Сан-Франциско. Ольга Ильина-Боратынская прожила долгую и насыщенную жизнь — 97 лет. И всё это время она помнила о своём доме, доме, о котором она писала: «Я хочу сказать… как будто дом — это то, к чему можно всегда вернуться… Даже после смерти…».

Писательница выпустила на английском языке три прозаические книги: «Канун восьмого дня» (1951), «Санкт-Петербургский роман» (1982), «Белый путь» (1984). А в 2003 году автоперевод романа «Канун восьмого дня», который привёз в музей Борис Кириллович Ильин, сын Ольги Ильиной, был издан в Казани. Для музея выход этой книги стал одним из наиболее удачных проектов.

Сотрудники же музея — люди неспокойные, они постоянно находятся в творческом поиске, готовы к движению вперёд. В этом году они готовят новую экспозицию. В ней будут представлены те же памятные вещи, но посетители теперь смогут взглянуть на них по-новому, словно изменив угол зрения. Однако, несмотря ни на что, главной темой, пронизывающей всю атмосферу музея, является тема Дома, семьи, душевного поиска партнёра. Неслучайно здесь так тепло и по-домашнему уютно, и маленькие посетители часто задают сотрудникам вопрос о том, не являются ли они родственниками Боратынских. Нет, не являются. Но складывается ощущение, что их устами говорят герои музея.

Каждый год сюда приходит около 7 тысяч человек. Все эти люди отличаются друг от друга по возрасту и интересам. Но, по мнению сотрудников, публика музея Боратынского — это те, кто ощущает временные рамки, ведь человек XXI века мобилен настолько, что путешествия из одного мира в другой (например, из виртуального — в реальный) для него достаточно привычны. И именно музей Боратынского предлагает совершить такое путешествие: из стремительного и быстрого двадцать первого в медлительный и вдумчивый девятнадцатый век.

Нина Нарыкова, Intertat.ru


Другие новости раздела


28 марта 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы