Санкт-Петербургский Малый драматический театр приедет в Казань
В Министерстве культуры Татарстана журналистами рассказали о предстоящих в июне гастролях Санкт-Петербургского государственного академического Малого драматического театра — Театра Европы в Казани.
В начале разговора заместитель Премьер-министра — министр культуры РТ Зиля Валеева представила участников встречи — директора Казанского государственного академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова Григория Первина, главного режиссера этого театра Александра Славутского, исполнительного директора Санкт-Петербургского государственного академического Малого драматического театра — Театра Европы Давида Вольфовского и заместителя директора этого театра Валерия Калашникова.
В первую неделю июня на сцене Качаловского театра петербуржцы представят три работы: сценическую дилогию Федора Абрамова «Братья и сестры», сцены из деревенской жизни Антона Чехова «Дядя Ваня» и пьесу в двух действиях Людмилы Петрушевской «Московский хор».
Как прозвучало на встрече, руководство Малого театра — в противовес моде — не за антрепризные разъездные представления «с двумя стульями и тремя табуретками», а за традиционные полноценные гастроли труппы. С другой стороны, выбор репертуара для показа, в частности, в Казани согласуется с техническими возможностями принимающего театра. К слову, отвечая далее по ходу пресс-конференции на вопросы журналистов о сроках завершения реконструкции здания Качаловского театра, Григорий Первин сказал, что работы временно приостановились в связи ремонтом зданий Камаловсвкого и Тинчуринского театров — к юбилею первого театра и из-за аварийного состояния помещения второго театра, однако теперь реконструкция Качаловского пойдет по плану (на проведение работ требуется около 400 миллионов рублей).
Давид Вольфовский рассказал журналистам об успехах Малого драматического театра за последние годы, изложил историю появления некоторых спектаклей, в частности планируемых для показа в столице Татарстана, поведал о сообществе европейских театров, членом которого является МДТ.
«Увидеть настоящее с нежностью сына своего времени, с пристрастием наследника всего сущего, с болью отвечающего за все, что останется после нас, увидеть так свое время и сказать о нем, не значит ли это выполнить главный долг современника? Театр не рождается без своего автора, о чем бы театр ни думал, ни страдал, чему бы ни радовался, он нем, пока к нему не придет Слово. Театр говорит чужими словами.
Самые главные и сокровенные для себя истины Ленинградский Малый драматический театр осознает и говорит сегодня словами Федора Абрамова. В этом наше счастье, в этом наша мука, в этом наш крест» — размышления постановщика сценической дилогии «Братья и сестры» главного режиссера театра Льва Додина приведены в анонсе, увиденном журналистами на пресс-конференции.
Спектакль «Братья и сестры» (постановка 1985 года) отмечен Государственной премией СССР, признан в Великобритании лучшим иностранным спектаклем 1991 года, удостоен иных премий.
«Течет жизнь, и рано или поздно — иногда раньше, иногда позже — человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. В этой другой жизни сбываются все самые потаенные желания, осуществляются все надежды, превращаются в реальность самые сладостные фантазии. Человек с яростью сжигает прошедшее, отвергает настоящее и весь отдается этому другому, несбывшемуся, не прожитому. Чем полноценнее
человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает один выбор — или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности.
Смертельно больной доктор Чехов очень хорошо знал эту коллизию и с удивительной нежностью и отчаянной беспощадностью анализировал ее. Все это, как, впрочем, и многое другое, делает пьесы Чехова и красивейшую из них — »Дядя Ваня« — простой, но вечной мелодией на простые, но вечные темы», — пишет Лев Додин о другой своей постановке, также планируемой для показа в столице Татарстана.
Спектакль «Дядя Ваня» отмечен петербургской театральной премией «Золотой софит» в 2003 году («Лучшая работа режиссера» и «Лучшая женская роль») и Национальной театральной премией «Золотая маска» в 2004 году («Лучшая работа режиссера» и «Лучшая мужская роль»).
«Стилистика пьесы очень непростая. Мы, конечно же, интересовались социальными мотивами, но не хотели обличать время. Главное — та сложная человеческая ситуация, в которой оказались персонажи. Сталкиваются разные убеждения и страсти, каждый считает себя правым, справедливым, любящим. Самое страшное, когда мы убиваем друг друга ложными представлениями о добре и зле», — пишет о «Московском хоре» режиссер-постановщик спектакля Игорь Коняев.
Спектакль «Московский хор» отмечен петербургской театральной премией «Золотой софит» в 2002 году («Лучший спектакль»), Национальной театральной премией «Золотая маска» в 2003 году («Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая женская роль»), Государственной премией России за 2003 год.
Во все времена казанцы проявляли здоровый интерес к гастролерам — и в былые годы, и в новые времена спектакли гостей — драматических и музыкальных театров, а также «антреприз» — проходят при неизменном аншлаге, даже в тех случаях, когда художественная ценность «импорта» сомнительна. Остается надеяться, что казанцы и гости столицы не пропустят приезд, всего на неделю, интересного и мощного коллектива из Северной Пальмиры.
Встреча в Министерстве культуры РТ продолжила традицию открытого и не вполне формального обсуждения с представителями СМИ событий, вопросов и проблем культурной жизни Татарстана…
Сергей Саввин, Intertat.ru