Красоту абашевской игрушки продемонстрируют в Казани
Завтра в Национальном музее Татарстана откроется мини-выставка «Абашевская игрушка», организованная совместно с Пензенским областным Домом народного творчества.
Как сообщили Intertat.ru в редакционно-издательском отделе Национального музея РТ, все работы, представленные на выставке, выполнены в стиле традиционной абашевской игрушки — у животных длинная вытянутая шея и короткие ноги. А игрушки с одинаковыми туловищами отличаются друг от друга лишь моделировкой головы. Многие животные и птицы украшены налепами, которые порой распространяются на все туловище, напоминая рыбьи чешуйки.
Расписана абашевская игрушка без орнамента — она покрывается однотонной краской. В глазурованных однотонных игрушках, поверхность и рисунок которых не дробятся росписью, отчетливо видны пластические достоинства абашевской игрушки: лаконичной, монолитной. Сохранилась и характерная для абашевских изделий роспись: одноцветные игрушки с отделкой под позолоту и серебро. Это вековые каноны, передававшиеся из поколения в поколение. Золотятся или серебрятся рога, уши, мордочки четвероногих, хохолки и гребешки у птиц, нехитрые налепы на груди, а также шляпы и некоторые элементы костюма барынь и всадников.
Для посетителей выставки, которая будет работать до 23 марта, будут проведены мастер-классы.
Гончарный промысел был развит еще в дореволюционной Пензенской губернии. Особенно знаменито гончарами старинное русское село Абашево Беднодемьяновского (Спасского) района. Мастера, умевшие «оживлять» глину, лепили звонкие горшки, кувшины, чашки, а из остатков хорошо вымешанной глины создавали глиняную игрушку. Это были свистульки или «дудки». Первыми известными мастерами-игрушечниками были братья Акинфий и Ларион Зоткины. Традиции их продолжили в 70-е — 80-е годы XX века потомственный мастер — гончар, член Союза художников СССР Тимофей Зоткин. Он создал из глины не только свистульки, но и чайный и столовый сервизы, вазы, а также коллекцию крупных скульптур животных. Его работы находятся в ряде российских музеев, в том числе в Спасском музее.
В 90-е годы эстафету ремесла подхватила Ида Калимулина. Она сплотила вокруг себя учащихся местной школы, интеллигенцию района, всех тех, кто неравнодушен к судьбе абашевской игрушки.
Создание в 1993 году при Пензенском музее народного творчества Абашевской лаборатории стало новым этапом возрождения угасающего промысла. За годы плодотворной работы Калимулиной собран уникальный материал о династиях потомственных гончаров, сохранена коллекция бесценных образцов местной пластики.
Особенно ценным в деятельности Иды Сафиевны является процесс обучения учащихся, построенный на копировании (воспроизведении) старых образцов абашевской «дудки». Это позволило Калимулиной подготовить достойную смену молодых игрушечников. Они с честью представляют абашевекую игрушку на выставках разного уровня, их работы отмечены почетными грамотами и дипломами.
Нить древних традиций абашевской «дудки» не прерывается, а имеет свое продолжение на Пензенской земле.
Кристина Иванова, Intertat.ru