Европейская вышивка в Казани: день последний
В Центре «Эрмитаж — Казань» в столице Татарстана сегодня закрывается выставка «Вышивка Западной Европы ХVI — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. Интерьер и костюм».
Более 170 экспонатов с 13 июня представлены казанцам и гостям татарстанской столицы в выставочной центре музейного комплекса в кремле: декоративные панно и обивки для мебели, скатерти и вышитые картины, дамские шляпки и мужские костюмы, облачения священников и алтарные завесы — образцы высокохудожественной вышивки, выполненной, между прочим, в основном мужчинами: в прошлые века производством вышитых изделий для церквей занимались мастера, жившие при монастырях и аббатствах, при дворах королей были штатные вышивальщики.
Как звучало ранее, в таком объеме, как в Центре «Эрмитаж — Казань», шедевры художественного шитья из фондов Государственного Эрмитажа не демонстрировались.
Уникальная экспозиция в Казани доступна для обозрения сегодня до обеда, после чего будет возвращена в Санкт-Петербургский Эрмитаж.
Для изделий ХVI века характерны аппликации, золоченое и оттененное узорное шитье — шелковыми и золотыми нитями, причем не только в церковных облачениях, но и в светских покрывалах и скатертях, уточняет пресс-служба Эрмитажного центра. В ХVII веке, в эпоху барокко, в убранстве интерьера предпочтение отдавали техники живописи иглой. В ХVIII столетии вышивка лишь украшала шелковые узорные ткани знаменитой Лионской мануфакиуры. Тогда же на тканях появляются блестки и цветные стекляшки — имитация драгоценных камней. ХIХ век — эпоха белошвеек: полупрозрачные батистовые платки, воротнички и шали, а также вышивка бисером.
В собрании исторических и художественных ценностей, привезенных из Санкт-Петербурга в Казань, есть воистину уникальные вещи, например — костюм ордена Подвязки — подарок английского короля Георга III русскому императору Александру I, а также в вышитых золотых пчелах плащ Евгения Богарне, пасынка Наполеона I.
«Детали костюма хранились в разных отделах Государственного Эрмитажа, у нас это все соединилось, — сказала Intertat.ru заведующая центром «Эрмитаж — Казань» Ольга Пиульская. — Плащ или мантия кавалера ордена Подвязки, начало ХIХ века, и другие предметы экспозиции — красоты необыкновенной...»
На выставке также представлены картины, иллюстрирующие бытование вышитых изделий.
По мнению директора Государственного Эрмитажа востоковеда Михаила Пиотровского, принимавшего участие в открытии выставки, экспозиция вышивки представляет несомненный интерес для татарстанцев, поскольку позволяет нам сравнить европейскую и татарскую вышивку золотом.
Напомним, действующая выставка — второй проект Санкт-Петербургского Эрмитажа в казанском филиале, с открытия выставочного центра в августе 2005 года и по май 2006-го в залах кремлевского музейного комплекса демонстрировались сокровища Золотой Орды. В прошлые годы Эрмитаж устраивал несколько выставок в Музее изобразительных искусств и в Национальном музее РТ, также, в основном, из наследия Золотой Орды.
Следующая экспозиция Эрмитажа в казанском филиале (откроется 25 января) посвящена лошади в искусстве.
Все выставки петербургского музея и создание Эрмитажного центра в Казани проходили под патронажем Президента РТ Минтимера Шаймиева, к слову, награжденного ЮНЕСКО за большой вклад в сохранение культурно-исторических ценностей серебряной медалью имени Авиценны (2001).
Сергей Саввин, Intertat.ru