События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Казанский оперный театр открыл балетный сезон

24 сентября 2006
Казанский оперный театр открыл балетный сезон

Татарский академический театр имени Мусы Джалиля открыл балетный сезон спектаклем «Сказание о Йусуфе», отмеченным в этом году Государственной премией России.

В балете Леонида Любовского «Сказание о Йусуфе» накануне партии исполнили: Йусуф — лауреат Государственной премии России, лауреат приза «Душа танца-2003» заслуженный артист Татарстана Нурлан Канетов, Зулейха — лауреат международных конкурсов заслуженная артистка Украины Татьяна Голякова (Национальная опера Украины, Киев), Фараон — заслуженный артист Татарстана Денис Мочалов, Йакуб — Олег Рощупкин, Скарабеи — Ольга Алексеева, лауреат международных конкурсов Руслан Савденов, Братья Йусуфа — Станислав Сырадоев, Максим Вагапов, Адрей Маркин, Максим Поцелуйко, Дмитрий Строителев, Ильдар Шамсутдинов, Купец — Марат Ситдиков, Египетский танец (соло) — Алина Штейнберг, Танец с косами — Наталья Титухина, Денис Усталов, Болезни фараона (соло) — Дмитрий Строителев.

«Считаю, что поэма «Кысса и Йусуф» Кул Гали — величайший памятник всех времен и народов, не только татарского народа, поэтому и спектакль меня интересует, просто не сложилось и я не побывал раньше, — сказал Intertat.ru до начала спектакля лауреат Государственной премии Татарстана литератор Рафаэль Мустафин. — Кроме того, я очень уважаю Рената Хариса, автора либретто, он своеобразный, не похожий на других поэт, очень яркая индивидуальность. (К слову, только что вышла в свет книга Рафаэля Мустафина «Силуэты» — 26 литературных портретов крупнейших татарских писателей и поэтов, начиная с Кул Гали и завершая Ренатом Харисом.) И Леонид Любовский тоже очень яркая индивидуальность. Так что сочетание дало, думаю, очень интересное произведение».

По мнению известного писателя и публициста, взаимопроникновение культур — Востока и Запада, ислама и христианства — не только перспективный путь к сохранению мира, это плодотворно и для самого искусства. Даже в науке, по словам литератора, открытия происходят на стыке разных наук. На стыке разных культур — происходят художественные открытия.

«Татарская литература всегда была на стыке Востока и Запада, арабской и русской культуры, и это сочетание является органичным для нашей культуры. Ели говорить о музыке… В основе «Болеро» Мориса Равеля, моего любимого произведения, — мелодия арабской песенки», — сказал Рафаэль Мустафин.

Перед началом спектакля заведующая литературной частью театра Ольга Осипова рассказала зрителям о планах балетной труппы на 68-й сезон. В этом году театралов ждет новая постановка балета Клемана Филибера Лео Делиба «Коппелия» (предыдущая постановка в Казани была осуществлена более 40 лет назад), балета Людвига Минкуса «Баядерка» — с оригинальными декорациями и костюмами. С 6 ноября до конца января балетная труппа будет на гастролях в Австрии, Бельгии, Голландии, Германии, Франции, Швейцарии — казанцы представят западной публике все балеты Петра Чайковского: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». В мае откроется ХХV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева.

«Балет «Сказание о Йусуфе», созданный в 2001 году композитором Леонидом Любовским, автором либретто Ренатом Харисом, балетмейстером Георгием Ковтуном и художниками Анной Ипатьевой и Андреем Злобиным, стал особой гордостью театра. Тема, выбранная авторами, позволят назвать это произведение балетом-притчей, по многим причинам, это обращение к бессмертному образу избранного Богом Йусуфа, упоминание о котором встречается в священных книгах — Коране, Ветхом Завете. Лучезарная красота лика Йусуфа отражает его внутреннюю красоту, это вызывает зависть у людей. Йусуф обречен на страдания. Даже любовь его прекрасной Зулейхи является испытанием для Йусуфа — испытанием на стойкость, веру.

Результатом многолетней кропотливой работы авторов и творческого коллектива балетной труппы театра стало присуждение композитору Леониду Любовскому, автору либретто Ранету Харисову и исполнителю главной партии Нурлану Канетову Государственной премии Российской Федерации в области культуры и искусства за 2005 год», — сказал Ольга Осипова.

Зал вчера был полон, в ложи вносили дополнительные стулья. Билетную кассу и кабинет администраторов осаждали желающие попасть на спектакль. Так, Владимир Варинов, он работает охранником, пришел на «Сказание о Йусуфе» второй раз — был на премьере, и вот, спустя годы, захотелось «восстановить в памяти», а точнее — вновь получить эстетическое наслаждение, потому что спектакль этому казанцу очень понравился. К слову, критические замечания к постановке — а пять лет назад в прессе звучали разные оценки — Владимир Варинов не поддержал: «Никакого «авангарда» в музыке Любовского нет, она полностью, на мой взгляд, соответствует сюжету, и хоть я не профессионал, мне очень понравилось».

Впрочем, по скромному замечанию Леонида Любовского (автор также был на спектакле), на этот балет — всегда аншлаг, чему композитор, конечно, рад.

«Сущность этого балета — духовное начало в человеке. Если каждый посмотрит — и поймет это, я буду доволен», — сказал Intertat.ru Леонид Любовский.

Леонид Любовский, сообщает пресс-служба театра, — композитор, дирижер, педагог. Окончил Львовское музыкальное училище. Композицию изучал в Казанской государственной консерватории у профессоров Лемана (композиция), Литинского (контрапункт), Жиганова (инструментовка). Автор балета, опер, симфоний, инструментальных и вокальных произведений, музыки к спектаклям. Сочинения Леонида Любовского исполняются в крупнейших городах России и за рубежом — в Польше, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Словакии, США, Японии. Профессор Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005). Заслуженный деятель искусств России (1996), заслуженный деятель искусств Татарстана (1983).

Ренат Харис — поэт. Окончил Казанский государственный педагогический институт. В разные годы работал редактором газет и журналов. Автор книг на татарском, русском, башкирском, английском языках. Автор идеи проведения Всемирного конгресса татар. Член Союза писателей СССР, Союза писателей России, Союза писателей Татарстана. В 2004 году избран секретарем Союза писателей России. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1997). Народный поэт Татарстана (2004). Заслуженный деятель искусств Татарстана (1980).

Нурлан Канетов — солист балета. В 1993 году окончил Алматинское хореографическое училище. Будучи студентом, был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. С 1996 года — ведущий солист Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. В составе труппы театра гастролировал в странах Восточной и Центральной Европы. В репертуаре — ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Сильфида», Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность», «Тысяча и одна ночь» и других. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005). Лауреат приза «Душа танца-2003» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». Заслуженный артист Татарстана (2003).

Сергей Саввин, Intertat.ru


Другие новости раздела


9 декабря 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы