Забытый театр восстановят в правах

Сегодня в Казанском Доме актера состоится презентация книги «КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х годов».
Основой для написания книги стали документы и фотографии, находящиеся в фондах Театрального музея, а также материалы из Национального архива РТ и Российского архива литературы и искусства.
КЭМСТ — театр, существовавший в Казани в 1923-26 годы, полное его название «Мастерская театральных зрелищ КЭМСТ».
В основу своей деятельности театр положил пять принципов: конструктивизм, эксперимент, мастерство, театральность, современность; начальные буквы этих пяти слов и составили аббревиатуру, пользовавшуюся в Казани 1920-х годов широкой популярностью, особенно среди молодёжи, и вызывавшей раздражение у городского начальства. Необычные по форме спектакли, насыщенные музыкой и танцами, кардинально отличавшиеся от всего, что видела Казань на театральной сцене до сего времени, привлекали не только оригинальностью и яркостью оформления и костюмов, но и напряжённой динамикой действия, откровенной публицистичностью, неожиданной, парадоксальной образностью. Спектакли эти вызывали ожесточённые споры не только среди критиков, но и среди публики. Каждый спектакль стихийно заканчивался дискуссией, иногда продолжавшейся несколько часов.
Вокруг этого театра сплотились те, кто жаждал и искал новые пути в искусстве, справедливо полагая, что каждое время требует своих средств отображения и то, что было хорошо для века XIX-го, для XX-го века уже не годится, нужны новые краски, новые формы. С театром активно сотрудничали молодые художники Казанской художественной школы, переименованной в те годы в Архитектурно-художественные мастерские (Архумас). Художник Барашов, оформивший большую часть спектаклей, был одновременно и актёром этого театра.
Этот театр не был государственным, он существовал на правах любительского объединения. Актёры, художники, авторы работали бесплатно. У театра не было своего помещения, приходилось арендовать разные театральные залы, из которых коллектив постоянно выселяли за несвоевременную оплату аренды. Городские власти относились к театру с подозрением и постоянно запрещали те или иные постановки. Однако, несмотря на бесконечные трудности и препоны, театр упорно отстаивал свои художественные и гражданские позиции, оказав огромнейшее воздействие на последующее развитие казанского театра, причём как русского, так и татарского.
Тесное общение с Мейерхольдом и Третьяковым, Маяковским и Эйзенштейном привело к тому, что после ареста Мейерхольда и разгрома «левого фронта искусств» было запрещено всякое упоминание и об этом казанском театре. На многие десятилетия он был вычеркнут из казанской театральной истории.
И только теперь появилась возможность, выявив архивные материалы, рассказать об этом театре и вернуть его на положенное в нашей культуре место.
Intertat.ru