Вечная Казань Фирината Халикова

В Доме Дружбы народов Республики Татарстан развернута выставка работ живописца Фирината Халикова.
В небольшом зале на третьем этаже Дома Дружбы народов размещено всего 18 живописных полотен из более 400 холстов Фирината Халикова. Однако и небольшое собрание дает представление о жанровом разнообразии художника: историческая живопись, портрет, пейзаж, натюрморт. Наиболее интересны — и автор согласен с этим — исторические работы. И не случайно: еще мальчишкой Фиринат Халиков увлекся историей своего народа, его, живущего в Кирове, всегда коробила традиционная в Советском Союзе идентификация булгар или казанских татар с «татаро-монголами». Увлекся историей, а вместе с ней — исторической живописью, и по сей день считает это направление главным в своем творчестве.
Говорят, художественно и исторически грамотные и достоверные эпические полотна Фирината Халикова (с 1993 года живописец посещал лекции профессора Казанского университета известного археолога Альфреда Халикова) в свое время ускорили внесение Казанского кремля в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО — в штаб-квартире международной организации репродукции халиковских картин рассматривались как документы-свидетели значения казанской крепости для мировой культуры…
Однако пытливый взгляд художника обращен не только в прошлое: «осовремененный» герб Казани, интерьеры станций метрополитена — в продвижении татарстанской столицы в будущее тоже есть посильная лепта живописца.
Фиринат Халиков считает себя человеком увлекающимся, даже страстным. Однако в беседе больше предстает неспешным и вдумчивым созерцателем-исследователем. Наверное, о темпераменте художника больше скажут его картины — светлые, «живые», лиричные, загадочно-завораживающие. Вот только жаль, что для работ кандидата на соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая (за цикл «Вечная Казань» выдвинут Государственным музеем изобразительных искусств РТ) не предоставлен более просторный зал — конечно, в уютном и гостеприимном Доме дружбы народов можно интимно проникнуться музой художника, но чисто количественный «недобор» все же чувствуется, хотелось бы ознакомиться и с многими другими полотнами художника-историка.
По признанию Фирината Халикова, он вобрал лучшие традиции русской реалистической школы. И действительно: мастер погружается в древность, в старину, а полотнам присуща не мрачная «ветхость», свойственная, увы, работам иных любителей татарской древности, а яркость солнечного дня, сказочность, притягивающая взгляд. Сквозящая за эпическими (то есть — бесстрастными) срезами истории радость жизни — пожалуй, наиболее привлекательная «политональная» особенность лирического сказителя Фирината Халикова.
Напомним, Фиринат Халиков родился в 1957 году в Донецке (отец — шахтер, художник), детство провел в деревне Шуда (Балтасинский район). Окончил Кировское художественное училище имени Братьев Васнецовых, прошел четырехлетнюю стажировку в творческих мастерских Академии Художеств России в Казани под руководством академика живописи Хариса Якупова. Совершенствовался в Доме творчества «Академическая дача имени Ивана Репина». В начале 80-х — член творческого объединения художников «Москворечье». С темой «Умирающая деревня» выставлялся в России и за рубежом. Картины Фирината Халикова есть во всех музеях Казани, во многих отечественных и зарубежных галереях. Член Союза художников СССР, Союза художников России.
Сергей Саввин, Intertat.ru