События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

В Казани отметят Международный день театра

24 марта 2006
В Казани отметят Международный день театра

27 марта в Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала состоится торжественный вечер, посвященный Международному дню театра.

Часть вечера будет посвящена памяти выдающихся личностей татарского театра, внесших большой вклад в его 100-летнюю историю. Это заслуженный артист Татарстана Мухтар Мусин (в этом году прошло 120 лет со дня его рождения), народная артистка Татарстана и России Галия Булатова, народные артистки Татарстана Галия Кайбицкая и Галия Нигматуллина (100 лет со дня рождения каждой из них), заслуженная артистка Татарстана и России Шахсенем Асфандиярова (80 лет со дня рождения).

Заслуженный артист Татарстана Мухтар Мусин (1886-1941) — один из основателей татарского театрльного искусства. С 1912 года работает в труппе театра «Нур», позже в труппе «Ширкэт». С 1920 года руководит театральным отделом Татарского народного комиссариата просвещения, принимает активное участие в преобразовании бывшего клуба купечества (в настоящее время здание Казанского государственного театра юного зрителя) в татарский театр.

Удивительно темпераментный талантливый артист Мухтар Мусин запомнился зрителю как создатель романтических и, в то же время, трагических образов. Всесторонние глубокие знания позволили артисту получить известность также как переводчика на татарский язык произведений западной классической драматургии, постановщика данных произведений и исполнителя в этих постановках главных ролей. Среди его ролей: Гамлет — «Гамлет», Отелло — «Отелло» (У. Шекспир), Тартюф — (Ж.Б. Мольер), Батырхан — «Новые люди» (Г. Ибрагимова), Гайнетдин — «Беглецы» (Н. Исанбет), Бардин — «Враги», Барон — «На дне» (М. Горький), Вершинин — «Бронепоезд 14-69» (Вс. Иванов), Франко — «Салют, Испания!» (А. Афиногенов), Карим — «Враги» (Ф. Сайфи-Казанлы), Гофрей — «Миркай и Айсылу» (Н. Исанбет) и другие.

Мухтар Мусин — жертва культа личности. В 1937 году он был арестован. В 1941-ом погиб на Колыме. В 1963 году — реабилитирован.

Народная артистка Татарстана и России Галия Булатова (1906-1985) — в 1926 году окончив Татарский театральный техникум несколько лет работает в татарских театрах Казани, Москвы, Астрахани. В сезон 1929-1930 года начинает работать на постоянной основе в труппе Татарского академического театра.

Талантливая артистка исполняет в спектаклях ведущие роли, большой успех сопутствует ей в психологических драмах.

Галией Булатовой созданы незабываемые образы Шамсекамер в одноименном спектакле по произведению М.Аблиева, Миляуши — «Смелые девушки» Т.Гиззата, Инги — «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа, Мафтухи — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, Глафиры — «Волки и овцы», Кручининой — «Без вины виноватые» А.Островского, Любы — «Последние» М. Горького, Реганы — «Король Лир», Эмилии — «Отелло» У.Шекспира, Минлекамал — «Минлекамал» М. Амира, «Гузель», «Райхан», «Зифа» Н. Исанбета и другие.

Народная артистка Татарстана Галия Кайбицкая (1906-1993) — в 1926 году окончив Татарский театральный техникум начинает работать в Татарском академическом театре. С первых же шагов в театральном искусстве показала себя как талантливая исполнительница музыкальных ролей. Помимо образов татарских женщин, Галия Кайбицкая завоевала большую популярность в исполнении ролей в спектаклях по произведениям мировой классики.

За 10 лет работы в театре имени Г. Камала Галия Кайбицкая исполняет ведущие певческие роли, среди которых Майсара в спектакле «Голубая шаль», Сарвар — «Угасшие звезды», Муршида — «Казанское полотенце» по произведениям К. Тинчурина, Гульйюзум — «Наемщик» Т. Гиззата и другие.

В 1934 году Галия Кайбицкая поступает учиться в Татарскую оперную студию при Московской консерватории. В 1939-1958 годы — она солистка Татарского театра оперы и балета. Исполнительница ведущих партий в операх «Галиябану», «Алтынчеч», «Башмачки». Ею созданы незабываемые образы Виолетты в «Травиате», Джильды в «Риголетто» Верди, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова и другие.

Народная артистка Татарстана Галия Нигматуллина (1906-1990) — в 1926 году окончив Татарский театральный техникум начинает работать в Татарском академическом театре. Созданные ею образы — Шуры в спектакле «Русские люди» по произведению К.Симонова, Маймуны — «Минлекамал» М. Амира, Лидии — «Варвары» М.Горького, Хадичи — «Голубая шаль», Гульнур — «Угасшие звезды» К. Тинчурина и другие говорят о необычайном таланте артистки, ее самобытности. Галерея, созданных Галией Нигматуллиной жизненных образов служат образцом для всех поколений артистов.

Заслуженная артистка Татарстана и России Шахсенем Асфандиярова (1926-1996) — в 1939-1940 годы, будучи ученицей Ташкентского хореографического училища, начинает выступать в балетных спектаклях Узбекского театра оперы и балета. В 1942-1943 годы учится в Казанском музыкальном училище. В 1944 году поступает учиться в ГИТИС, в татарскую студию. После окончания театрального института в 1949 году была принята в труппу Татарского театра юного зрителя, а в 1950-ом — в Татарский академический театр, на основные роли молодых драматических героинь. Впоследствии прекрасно играет и возрастные, характерные роли.

Ведущая актриса. Ей близки принципы психологической драмы, искусство переживания. Созданные ею сценические образы емки и многогранны. Они жизненно достоверны, поэтичны, театрально ярки.

Шахсенем Асфандияровой были созданы такие образы, как Луиза в спектакле «Коварство и любовь» по произведению Ф. Шиллера, Дездемона — «Отелло» В. Шекспира, Надежда — «Последние», Татьяна — «Враги» М. Горького, Эсмеральда — «Зифа», Мержан — «Гульжамал» Н. Исанбета, Дильбар — «Без ветрил» К. Тинчурина, Лидия — «Бешеные деньги», Тугина — «Последняя жертва», Огудалова — «Бесприданница» А. Островского, Хупжамал — «Мы не расстанемся» Ш.Шахгали, Хадича — «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, Клея — «Эзоп» Г. Фигерейдо, Калугина — «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, Галкина — «Как звезды на небе» по М. Горькому, Песочинская — «Ретро» А. Галина и другие.

В рамках театрального вечера 27 марта состоится награждение победителей конкурса «Новая татарская пьеса — 2005». Согласно Положению, в этом году он проводился в двух номинациях: «Лучшая музыкальная пьеса» и «Лучшая комедия». Победителям в обеих номинациях будут вручены премии в размере 100, 75 и 50 тысяч рублей.

Intertat.ru

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

13 декабря 2017 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы


Информация предоставлена: