Юбилейный паралич

Капремонт и реконструкция 64 дорог Казани накануне 1000-летия грозят целиком парализовать транспортную сеть столицы. До первого апреля городские службы должны подготовить ответы на следующие вопросы: какие улицы и в какие сроки нужно ремонтировать, сколько это будет стоить, как это отразиться на схеме организации дорожного движения? Первоапрельские шутки о казанцах, которые сядут на велосипеды или обзаведутся личными вертолетами, в этом году, видимо, будут не очень смешными.
В списке первоочередников — 13 улиц плюс площади перед НКЦ «Казань» и Ярморочная. На Оренбургском тракте проведут ремонт участка от Танкового кольца до въезда в город, а также подъем на РКБ. Право- и Левобулачная улицы также должны покрыться свежим асфальтом, но прежде, по планам, значится создание здесь ливневой канализации. Удастся ли реально «прооперировать» многовековое подземелье пока не могут ответить ни в комитете по транспорту, ни в департаменте текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства Казани (департамент благоустройства). В очереди на капремонт участок улицы Карла Маркса — от улицы Толстого до Кремля. Ненадолго закроют и отремонтированную минувшей осенью часть этой дороги от улицы Толстого до ЦПКиО — там положат второй, верхний слой дорожного покрытия. Ремонт ожидает также улицы Павлюхина, Пушкина, Горького, Большая Красная, Николая Ершова, Чистопольская, Арбузова, 2-я Азинская, проспект Победы.
Эти объекты уже «обречены» на ремонт, из средств республиканского бюджета на их обновление потратят 300 миллионов рублей.
Но все это покажется детской шалостью по сравнению с ремонтом улицы Московской (бывшая Кирова). Эта узенькая улица всего-то в три полосы ежедневно пропускает двойную порцию автотранспорта. По ней проходят 4 троллейбусных и несчетное количество автобусных маршрутов, не говоря уже о частном и грузовом автотранспорте. Ветхие подземные коммуникации планируется заменить за счет городского бюджета. Что касается ремонта дороги, реставрации фасадов зданий и восстановления храма Московских чудотворцев — все это по соглашению с администрацией города Москвы будет выполнено при финансовой поддержке Первопрестольной.
Планируется небольшое расширение дороги, в среднем на полметра с каждой стороны. В отделе дорожного надзора ГИБДД УВД Казани надеются, что это даст возможность создать четвертую полосу движения. Кроме того, будут сделаны так называемые заездные карманы около Дворца спорта и Центрального рынка, чтобы припаркованные авто не мешали движению.
Как сообщили корреспонденту газеты «Восточный экспресс» в департаменте благоустройства, средства на ремонт Московской улицы пока не поступили. Также не готов и проект для ее реконструкции. Смета только по дорожной части составляет около 138 миллионов рублей.
Уверенно сказать, что оставшиеся 49 улиц тоже будут отремонтированы, пока не может никто. Эта цифра — приблизительная и пока фигурирует лишь в проектах. Как сообщил «Восточному экспрессу» и.о. начальника производственного отдела департамента благоустройства Дмитрий Афанасьев, сейчас в его ведомстве просто готовят необходимые документы, чтобы можно было сразу начать работу, когда деньги начнут поступать. Подсчитано, что на ремонт потребуется 1,5 миллиарда рублей. Но ни источники, ни реальные объемы финансирования до сих пор не определены. Так что, если звезды сложатся благополучно, новую «одежду» получат улицы Декабристов, Кремлевская, Университетская, Профсоюзная, Айдинова, Правокабанная, Дзержинского, Лобачевского, Рихарда Зорге, Гвардейская, Патриса Лумумбы, Спартаковская, Нариманова, Клары Цеткин, Мусина, Фучика, Аделя Кутуя, Дементьева, Ленинградская, Максимова, проспект Ибрагимова, площадь Свободы и Вахитова, Кировская дамба...
Всего же в Казани около 340 улиц нуждаются в капремонте, то есть пятая часть от имеющихся полутора тысяч дорог. Чтобы привести их в порядок, потребуется около 3,5 миллиарда рублей.
А теперь о сроках. На этом вопросе все мои собеседники возводили глаза к небу: как Бог даст. Все зависит от погоды. По нормативам, укладка асфальта возможна при температуре воздуха плюс 10 градусов, когда верхние слои почвы достаточно прогреются. Обычно такая погода устанавливается в конце апреля — начале мая. Окончание всех работ запланировано к середине августа. Так что во избежание нервных срывов лето 2005-го нужно по возможности провести за городом.
Конечно, реконструкция — это не только пробки, опоздания на работу и строительный мусор. «На выходе» — это приличное дорожное полотно плюс снижение аварийности. Как нам сообщили в отделе дорожного надзора ГИБДД МВД РТ, опыт прежних лет показал: после ремонта улиц Павлюхина, Зорге, Фучика и Достоевского аварийность на них снизилась на 10-15 процентов. Однако, увы, это показатель сильно подскачет во время самой реконструкции. В ГИБДД разработаны рекомендации по порядку закрытия улиц, чтобы не перекрывать все одновременно. В городском комитете по транспорту и департаменте благоустройства нас также заверили, что все 64 улицы разом не закроют, что будет разработана специальная схема.
Но где гарантия, что по традиции, не будет принято волевое решение? Учтите, что сроки крайне сжаты, а вопросы с проектной подготовкой и с финансами затягиваются. И тогда всем казанцам, кроме шуток, придется освоить езду на велосипедах.
Наталья Голобурдова, «Восточный экспресс»