Ипотека и недвижимость в Казани

Доступное и комфортное жилье в РТ: вопросы и ответы

23 июля 2007
Доступное и комфортное жилье в РТ: вопросы и ответы

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»: как приобрести или построить жилье за счет собственных или заемных средств? Отвечают на вопрос специалисты Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Что такое жилищный нацпроект и для чего он был нужен?

Жилищный национальный проект — это программа развития строительства жилья в стране на несколько ближайших лет. Она предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Необходимость реализации жилищного национального проекта продиктована несколькими серьезными причинами. В первую очередь очевидностью того факта, что большое число граждан страны нуждается в жилье, но не может позволить себе его покупку. На этом фоне отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования, а главное, низкие объемы жилищного строительства явно недостаточны для удовлетворения существующего спроса. Другая важная сопутствующая проблема — высокий износ коммунальной инфраструктуры и, соответственно, низкий уровень предоставления коммунальных услуг. Следующий блок вопросов связан с социальной незащищенностью граждан. Он заключается не только в опасности махинаций при сделках с недвижимостью, но и в очень низких темпах обеспечения социальным жильем определенных категорий населения.

Все эти проблемы можно решить только комплексно. К примеру, дешевая ипотека без поддержки темпов и объемов строительства способна привести только к дефициту жилья, и, как следствие, к росту цен. Отсутствие участков, обеспеченных коммуникациями, дорогами, социальными объектами (больницы, детские сады, школы и т.д.), приведет к тому, что застройщик станет учитывать затраты на возведение всего этого в стоимости квадратного метра жилья, и цена на него вновь взлетит. В результате положение граждан не изменится. Для комплексного решения всех названных проблем и было принято решение реализовать на территории страны приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Какими средствами будет обеспечена доступность жилья, а какими — комфортность?

К сведению «ИП Смирнов» деревянные дома,продажа, строительство под заказ из бруса и каркасные дома.

Доступность жилья будет обеспечена увеличением объемов ввода жилья и совершенствованием механизмов его приобретения, которые позволят гражданам с различным уровнем дохода приобрести жилье в собственность.

Комфортность проживания достигается за счет применения новых, ресурсо- и энергосберегающих технологий в строительстве, новых строительных материалов, реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства.

Что изменится в жизни людей после реализации проекта?

Реализация проекта рассчитана до 2010 года. Планируется, что к этому сроку как минимум треть граждан страны смогут получить возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств. Что еще важно — упростится схема индивидуального строительства, а это существенно повысит возможность граждан, желающих жить на собственной земле, в своем доме, реализовать свои желания. За счет обновления жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, за счет привлечения в сферу ЖКХ предпринимателей, создания в ней конкурентной среды повысится качество жилищно-коммунальных услуг.

Другой большой блок ожиданий связан с развитием деятельности строительных и банковских услуг. Это означает снижение процентных ставок по ипотечным кредитам (до восьми к 2010 году по коммерческим ипотечным продуктам), улучшение условий рассрочки при участии в долевом строительстве жилья.

Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан также является приоритетной задачей, предполагается, что к 2010 году очередь на улучшение жилищных условий сократится до семи лет. Повысится территориальная мобильность населения, пока несвойственная большинству россиян.

В каждом регионе за основу приняты свои, так сказать, расчетные показатели. В Татарстане определено, что реализация жилищного нацпроекта позволит ежегодно вводить на одного человека минимум 1 квадратный метр. Сегодня — это самая высокая планка в России, преодолеть которую удастся не всем регионам.

Какие измерения используются для определения успешности реализации нацпроекта на той или иной территории?

Параметры реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в республике определены подписанным Соглашением между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан. В нем определено, что годовой объем ввода жилья в 2006 году должен был составить 1 миллион 770 тысяч квадратных метров (по факту сдан 1 миллион 778 тысяч квадратных метров жилья). В нынешнем году установлена планка, которая не была достигнута строительным комплексом республики даже в самый пик доперестроечного жилищного строительства — 2 миллиона 17 тысяч квадратных метров.

По объемам выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов республика опережает даже самые оптимистичные прогнозы. В 2006 году для Татарстана был определен объем кредитования в размере 1 миллиарда рублей. Только по программе классической ипотеки он был превышен более чем на 50 процентов, не говоря о программе социального ипотечного кредитования. В 2007 году в республике должно быть выдано кредитов на приобретение жилья на общую сумму не менее 1 миллиарда 800 миллионов рублей. Уже сейчас нет сомнений, что цифра эта по итогам года будет значительно превышена.

Еще один показатель — обеспечение жильем отдельных категорий граждан (уволенные в запас военнослужащие, ликвидаторы радиационных аварий, вынужденные переселенцы и жители Крайнего Севера). В 2006 году лимит финансирования реализации данного направления на Республику Татарстан за счет средств бюджета России составил 130,6 миллионов рублей, т.е. было выдано 143 жилищных сертификата. В 2007 году должно быть оформлено 282 сертификата.

На заложенные в сертификатах средства купить квартиру в крупном городе просто невозможно. Будет ли увеличена их стоимость?

Расчет субсидий по сертификатам производится по нормативной стоимости жилья, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития РФ. Она зачастую, действительно, не соответствует ситуации на рынке жилья крупных городов. Те граждане, которые имеют право на оформление сертификатов и при этом желают жить в столичных городах или иметь большую установленной нормативами площадь, могут воспользоваться ипотекой. Раньше банки опасались работать с сертификатами из-за того, что такие кредиты не вписывались в систему рефинансирования. Теперь система изменилась, и для банков и операторов ипотечного агентства обладатели сертификатов являются клиентами, которые в состоянии сразу же оплатить большую часть стоимости жилья.

А что касается увеличения стоимости сертификатов, то в зависимости от категории граждан процесс этот происходит либо ежеквартально, либо один раз в полгода. Резко поднимать цену выдаваемых сертификатов, используя государственные средства, — это непродуманный шаг. В результате него могут значительно подняться цены на жилье, так как нынешние объемы жилищного строительства в России в целом не удовлетворяют существующий спрос. На любое государственное вмешательство рынок отреагирует моментально.

Как обстоят дела с оказанием поддержки молодым семьям в приобретении жилья?

Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется с 1997 года. За это время она была оказана 2552 семьям.

В этом году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в республике планируется обеспечить жильем 2300 молодых семей. К реализации этой программы, а точнее к конкретному строительству жилья по ней, подключен Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан. Татарстанцы, участвуя в этой программе, оплачивают самостоятельно (за счет собственных или заемных средств) 60 процентов нормативной стоимости приобретаемого жилья, остальная часть оплачивается из бюджетов республики и России в соотношении 30 и 10 процентов соответственно.

Во многих выступлениях официальных лиц можно услышать о том, что Республика Татарстан больше, чем другие регионы, подготовлена к реализации жилищного нацпроекта. На основании чего сделаны такие выводы?

Действительно, Татарстан имеет стартовые условия для реализации жилищного нацпроекта, несколько отличные от условий других регионов. Ежегодный объем ввода жилья составляет 1,5 — 1,6 миллионов квадратных метров.

Серьезные предпосылки для сложившейся в республике ситуации создала реализация Программы ликвидации ветхого жилья (1996-2004 годы), благодаря которой гражданам, проживающим в ветхом жилье, безвозмездно было предоставлено свыше 48 тысяч квартир. Осуществлялось развитие инженерно-коммуникационных сооружений, строились объекты социальной и культурно-бытовой сферы.

Одновременно с Программой ликвидации ветхого жилья в конце 1990-х годов в республике была инициирована республиканская программа «Свой дом», основной задачей которой являлось увеличение ввода индивидуального жилья путем обеспечения новых жилых поселков индивидуальной застройки необходимой инженерной инфраструктурой — дорогами, газопроводом, водопроводом, электросетями, в некоторых поселках и сетями канализации. В период ее реализации (1998-2000 годы) индивидуальными застройщиками ежегодно вводилось свыше 700 тысяч квадратных метров жилья.

Нельзя забывать и о том, что республика разработала и внедрила собственную схему предоставления жилья по социальной ипотеке, условия кредитования в рамках данной программы одни из самых привлекательных в России. И дело не только в низкой процентной ставке (7 процентов годовых), возможности в связи с финансовыми затруднениями гражданина временно приостановить выплату по кредиту, поддержке в связи с рождением ребенка (при рождении ребенка из республиканского бюджета выделяется субсидия в размере 200 тысяч рублей, направляемая на уплату первоначального взноса или текущих платежей по выкупу жилья в собственность). Главное достоинство программы в том, что стоимость квадратного метра по социальной ипотеке ниже цены, которая существует на рынке. Стоимость одного квадратного метра жилья в готовых квартирах, реализуемых по программе социальной ипотеки, в 2006 году в Казани составила 16 тысяч рублей, в городах и районах республики от 11 до 15 тысяч.

В последнее время много говорят о развитии малоэтажного строительства, означает ли это, что такой тип застройки признан приоритетным?

Большая часть введенного в 2006 году жилья (58 процентов) — малоэтажная застройка. Статистика этого года дает основания полагать, что подобная тенденция сохранится. Безусловно, это стало возможным и благодаря мерам государственной поддержки, которые выработаны как для компаний-застройщиков, инвестирующих свои средства в малоэтажную застройку, так и для граждан, желающих самостоятельно строить индивидуальные дома.

Малоэтажное строительство решает множество экономических и социальных проблем. Свой дом — это ответственное хозяйское отношение к имуществу, а значит, воспитание собственника. Это реализация стремлений большого числа граждан жить на собственной земле. С точки зрения экономики — это решение жилищно-коммунальных проблем, усиление территориальной мобильности населения.

Но все это не означает, что развитие многоэтажного жилья будет приостановлено, напротив, лишь в развитии всех возможных направлений жилищного строительства заключается достижение целей жилищного нацпроекта. Сам гражданин должен выбрать для себя, в каком жилье его семье будет комфортнее жить, какие средства потребуются для того, чтобы купить такое жилье и с помощью каких финансовых схем он будет это осуществлять.

Сегодня очень много возводится централизованных загородных поселков. Жилье, которое там строится, рассчитано на людей богатых, чей уровень дохода превышает средний. Изменится ли эта ситуация?

Справедливости ради нужно отметить, что чаще всего жилье в таких поселках люди покупают с использованием ипотечных механизмов. Другими словами, в большинстве случаев это люди со средним достатком, которым имеющихся средств для приобретения дома единовременно не хватает. Но в любом случае речь, конечно, не идет о бедных жителях, особенно если мы имеем в виду покупку индивидуальных домов в пригороде столицы республики.

Сегодня полным ходом ведется строительство четырех централизованных поселков близ Казани (поселки «Загородный», «Ореховка-Унистрой», «Светлый», «Загородная усадьба»).

Еще несколько аналогичных поселков находятся на стадии проектирования и согласования документации. Планируется, что между Казанью и Зеленодольском в ближайшие годы будет построен малоэтажный город, рабочее название этого проекта — «Большой Зеленодольск».

Все эти проекты коммерческие, ориентированные на покупательский спрос. Другими словами, если будет востребовано жилье эконом-класса, то застройщик, соответственно, будет ориентироваться на такого покупателя. А государство, в свою очередь, поможет ему с возведением коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры, так, чтобы данный вид затрат не лег тяжким грузом на цену квадратного метра.

Будет ли выдаваться определенным категориям граждан жилье в собственность бесплатно?

Только по договорам социального найма, это означает, что в нем можно будет проживать, но приватизировать и сделать своей собственностью такое жилье нельзя. Закон Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» принят 14 июня 2007 года. По нему жилые помещения по договорам социального найма будут предоставляться гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье. Таковыми признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (в каждом районе республики своя учетная норма); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Но для того, чтобы государство предоставило бесплатно для проживания жилье, мало быть нуждающимся в этом жилье, нужно еще, чтобы гражданин был признан малоимущим.

Законом установлено, что граждане признаются малоимущими для предоставления жилья по договорам социального найма в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества. При этом определение пороговых значений дохода и стоимости имущества осуществляется в соответствии с прилагаемой к законопроекту методикой.

Законом предусмотрено, что если граждане, перед тем как встать на учет в качестве нуждающихся, предприняли действия, в результате которых и стали таковыми (например, продали свою квартиру), быть признанными нуждающимися в жилье они могут не раньше, чем через пять лет.

Intertat.ru

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

22 октября 2017 г.
Поиск
 

Например «»


Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы