Габдулла Тукай

В конце апреля татарская общественность всего мира отметила знаменательную дату — 120-летие со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Его жизнь, творчество и имя неразрывно связаны с нашей столицей.
Габдулла Тукай появился на свет 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье указного муллы Мухаммедгарифа. Род Тукаевых насчитывает семь поколений мулл. В возрасте пяти месяцев умер отец Габдуллы, а мать Бибимамдуда снова вышла замуж.
Первое яркое впечатление Апуша (так ласково называли его в детстве) связано с поездкой в деревню Сасна к матери. Не успел он наесться досыта, а душа насладиться материнской лаской, умерла и мама. Приёмный отец отвёз круглого сироту в Училе, в дом деда Зиннатуллы. Здесь он был лишним, то и дело слышал упрёки от родственников. Было принято решение отправить его в Казань и отдать на воспитание. В городе Габдуллу к себе домой взял некий Мухаметвали, житель Ново-Татарской слободы.
Казань оставила неизгладимое впечатление в душе Габдуллы, долгие годы город жил в его мечтах и всегда манил к себе. Но и здесь не удалось удержаться надолго — приболевшие родители отправляют его обратно к деду. Начался поиск нового места, новых «родителей» для сироты. Из села Кырлай за мальчиком приезжает некий крестьянин Сагди. В новой семье он стал желанным ребёнком, ощутил заботу родителей. Удивительная природа Кырлая надолго оставила незабвенный след в душе маленького Тукая, которая впоследствии вылилась в его поэтическом слоге. Именно в Кырлае он пристрастился к чтению и книгам. Эти добрые люди навсегда заняли в сердце Габдуллы место дорогих и близких ему людей.
Следующим местом жизни его стал небольшой город Уральск, здесь жили его родственники. Вскоре он стал посещать медресе «Мутыгия». Здесь он углубляется в познания и творчество. Годы жизни в Уральске способствовали возмужанию поэтического таланта и осознанию своего предназначения в жизни. Работа в изданиях «Фикер» («Мысль»), «Эль-гасрэль-джадид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы») укрепила в нём творческое начало. В Уральске он пристрастился к русской и западной литературе, зачитывался Пушкиным и Лермонтовым, а книги Толстого и Жуковского стали для него настольными. Посредством его переводов читатель знакомится с произведениями западных классиков — Шекспира, Гёте, Шиллера, Байрона, Г. Гейне...
Но, Тукай стремиться в Казань, в лоно татарского духа. Привычные рамки Уральского городка ему, уже познавшему вкус творчества и свободы духа, были тесны. В Казани он работал экспедитором в издательстве «Китап» («Книга»), в редакциях газеты «Эль-Ислах», где сблизился с писателем Фатихом Амирханом. В журнале «Яшен» («Молния») выходили в свет его стихотворения, он являлся фактическим редактором журнала «Ялт-йолт» («Сверкание»). Издатели стремились опередить друг друга в получении его рукописей и быстрее издать его сборники, так в 1906 году вышел в свет первый сборник стихов.
Творчество поэта насквозь пронизано болью и переживанием за родной народ. Стремление видеть его в общем движении передовых идей, в ряду прогрессирующих наций — вот главная цель поэта. Тукай обретает истинную известность и славу великого поэта. Стихотворение «Родной язык» — это ода родному языку, матери и отцу, произведение, которое народ воспел в своих песнях. Это стихотворение стало гимном татар всего мира.
В бессмертных произведениях «Разбитые надежды», «Пара коней», «Родная земля», «О свободе» он воспевает свой народ, родную землю. Сказки «Шурале», «Водяная», «Коза и баран» вобрали всю поэтичность слога и мелодичность души народа, его искромётный ум, смекалку и находчивость, они содержат народные мотивы.
Клячкинская больница — последнее пристанище поэта, здесь в тёплый апрельский день он навсегда сомкнул свои веки, но остался в памяти народа с пронзительным и одухотворённым взглядом.
...Как потом писали газеты, в день прощания народа со своим великим сыном, улицы Казани были заполнены людским потоком...
Материал подготовила
Нисана Рейн