Мечеть Кул Шариф: Вчера и Сегодня

Одной из наиболее важных новостроек в преддверии 1000-летия Казани стала мечеть Кул Шариф в Кремле. Правомерно говорить о воссоздании древней мечети, которая была некогда в казанской крепости. Она поражала гостей Казанского ханства своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Мечеть вмещала несколько тысяч человек. По пятницам в ней собиралось практически все мужское население Казани. Здесь проходили церемонии возведения ханов на престол.
Историческая справка
Мечеть была двухярусной и восьмиминаретной. Нижний ярус с двумя этажами — восьмиугольный. Верхний ярус завершался красивым куполом в виде булгарского венца. По углам нижнего яруса располагались одноэтажные многоугольные пристрои с красивыми нишами, над которыми поднимались четыре больших минарета. Четыре малых минарета были расположены по четырем сторонам второго яруса. Высота их была до половины купола. Большие минареты поднимались выше купола на высоту малых минаретов. Наконечники шпилей купола и минаретов завершали серебряные «луки» или «месяцы» концами вверх, как на боевых знаменах.
По исследованиям доктора архитектуры Нияза Халитова, мечеть была ориентирована по сторонам света. По его мнению, она воспроизводила в камне формы татарского деревянного зодчества. К сожалению, от древней мечети до нас дошли только немногочисленные описания и рисунки. Не удалось определить даже место, где она стояла. Поэтому современную мечеть Кул Шариф нельзя считать точной копией исчезнувшего памятника — это скорее символ возрождения национальных и религиозных традиций татарского народа.
Главная мечеть современного Татарстана
Решение о воссоздании древней мечети было принято в 1995 году. Символично, что в одном указе Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ставилась задача возродить древнюю мечеть — и одновременно провести реконструкцию Благовещенского собора, еще одного древнего памятника [убрано].
Проектирование и строительство такого крупного ансамбля, не имеющего прямого аналога в современной мировой градостроительной практике, потребовали от проектировщиков максимального проявления не только профессиональных способностей. Потребовалось знание специфики крупного культового сооружения. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней смогут разместиться еще десять тысяч. Высота купола — 39 метров, минаретов — 57 метров. Они уступают по высоте символу [убрано] — башне [убрано] — всего 2 метра — так было определено изначально. Размеры основания — 22 на 22 метра, диаметр главного купола — 17,5 метра. Площадь участка, который занимает комплекс, — 19 000 кв. метров. При всей своей масштабности мечеть не нарушает привычные пропорции Кремля.
Проведение международного конкурса на лучший проект мечети (было представлено 16 вариантов монументального сооружения) стало не просто механизмом определения будущих проектировщиков. Был сделан громадный шаг, по существу открывший новое направление в национальной архитектуре.
Закладка первого камня на месте будущей мечети состоялась 21 февраля 1996 года. Проектирование интерьеров длилось с 1998 по 2001 год. Проекты пришли из Ливана, Турции, Финляндии, из российских городов. Но победили в итоге казанские архитекторы. Авторами композиционной идеи и генерального плана стали Ш. Латыпов, И. Сайфуллин, А. Саттаров, М. Сафронов, объемно-пластического решения — И. Сайфуллин, С. Шакуров. Для разработки эскизного и рабочего проектов было создано архитектурное бюро «Кул Шариф», учредителями которого стали Союз архитекторов РТ и творческий коллектив архитекторов, победивший на конкурсе.
Архитекторам потребовалось немало времени на осмысление и определение факторов, влияющих на формирование художественно-эстетического содержания внутренних пространств культового здания. Общая идея декоративного решения — парадность и торжественность. Величественность — и одновременно поразительная легкость. Самым сложным был поиск главного помещения мечети — мужского молельного зала. В выборе окончательного варианта решающую роль оказало знакомство с мечетями Турции, Египта и ОАЭ, где побывали авторы проекта.
В основе планировки мечети — комбинаторный знак мусульманской конфессии «бисмилла»: два квадрата, пересекающиеся под углом в 45 градусов. Многоминаретность здания возвращает нас к легенде о восьмибашенной мечети ханского кремля, главный купол напоминает «казанскую шапку» — корону казанских ханов. Используется древнебулгарский знак возрождения и процветания — тюльпан.
Купольное здание с четырьмя минаретами — центр всей композиции — напоминает о разрушенном много веков назад мавзолее аль-Кабир Болгара, символе поволжского ислама. Границы площади закрепляются павильонами-«мавзолеями», придающими комплексу мемориальность. В художественный образ ансамбля заложены смысловые семантические элементы, приближающие архитектуру к местным традициям.
Место для мечети выбирали 86 экспертов, специалистов в разных областях знаний. И выбрали удачно — это едва ли не единственный участок в Кремле, где нет геологических проблемных зон. Для того чтобы точно определить направление на Мекку, архитекторы обратились к помощи астрономов Казанского государственного университета.
Летом 2001 года на мечети были установлены металлические конструкции шпилей минаретов и купола основного шатра.
Стоимость строительства мечети, от нулевого цикла (сноса ветхих строений на этом месте, подведения коммуникаций и т. д.) до оформления интерьеров — более 400 млн. рублей. Строилась мечеть на спонсорские и бюджетные средства. Основная доля — спонсорские пожертвования, которые собирались в специально созданном Фонде мечети Кул Шариф. Среди крупных дарителей — ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», агропромышленные предприятия Республики Татарстан. Немало татарстанцев — представители всех национальностей, живущих в республике, а также представителей татарских диаспор России и мира внесли личные сбережения на возрождение святыни. Активное участие в благотворительных акциях, проводимых под эгидой Фонда, принимала участие творческая интеллигенция. Имена всех жертвователей, как частных лиц (более 35 000 человек), так и организаций более 600 организаций), внесены в 5-томную Книгу памяти. Воссоздание мечети стало поистине всенародным делом.
Возводили мечеть преимущественно турецкие фирмы. Многие заказы выполнялись на предприятиях Казани (авиационное объединение им. С. П. Горбунова, «Вакууммаш» и ряд других), Татарстана, других регионов России. В облицовке внешних поверхностей сооружения и интерьеров использован мрамор из Челябинской области, люстры по специальному проекту изготовлялись в Чехии (в самой большой из них, диаметром 5 м и весом 1,8 т, — 300 лампочек).
Казанская мечеть Кул Шариф — самая большая мечеть в Европе. Для создания внутреннего интерьера использованы лепнина, позолота, витражи, мозаика, шамаили (от арабского оберег, от персидского портрет — настенное панно, картина-изречение охранно-ритуального значения). Росписи обращают нас к татарскому национальному орнаменту и работают на контрасте с беломраморным фасадом и голубыми минаретами. Многие элементы декора выполнены местными, татарстанскими мастерами. Ковры для внутреннего убранства мечети подарены Ираном. На куполе внутри мечети Кул Шариф арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас», на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена всех пророков, от Адама до Мухаммеда.
Комплекс мечети Кул Шариф будет не только культовым, но и культурно-просветительным и научным центром. В его состав войдут библиотека, музеи древней рукописи и исламской культуры Поволжья. Зал музея исламской культуры имеет особое значение. В центре его посетители увидят под стеклянным саркофагом старинное издание Корана.
Мечеть будет открыта для посетителей постоянно, но богослужения здесь будут проходить лишь по большим мусульманским праздникам.
Кул Шариф — поэт, ученый и религиозный деятель
Видный татарский ученый, просветитель, философ Шигабуддин Марджани писал о том, что во главе главной (соборной) мечети стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением и почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. По данным Ш. Марджани, русские князья с особым почтением относились к Шарифколу, авторитетному духовному лицу Казанского ханства, посылая для него специальные письма и подарки.
КУЛ ШАРИФ (?-1552). Личность, занимающая в татарской истории особое место: выдающийся поэт, общественный деятель, опытный и авторитетный дипломат, имам главной мечети, сеид. В последний ханский период вел дипломатические переговоры между Казанью и Москвой. Именно он в 1551 вручил прошение Ивану Грозному в Москве — грамоту о разрешении возникшего конфликта мирным путем.
Из поэтического наследия Кул Шарифа известны 4 газели, позднее включенные в «Книгу Бакыргана» («Бакырган китабы»), ему также приписывается дастан «Сказание о Хубби Ходже» («Кыйссаи Хобби хужа», издан в 1889).
В 1552 году сеид Кул Шариф (встречаются написания Кул Шериф, Кулшериф и Кул-Шериф) принимал активное участие в последнем, октябрьском штурме Казани воинами Ивана Грозного: возле главной кремлевской мечети вместе с шакирдами (учащимися) медресе он оказал упорное сопротивление и геройски погиб.
«И когда загнали их к мечетям, которые стоят у царского двора, вышли тут навстречу их абазы и сеиды и муллы с главным их епископом, и на их языке великим ансари или эмиром, по имени Кулшериф муллой, и бились с нашими так упорно, что погибли все до одного».
Андрей Курбский. Сказание о взятии Казани.
Мечеть была сожжена и разрушена, не осталось от нее даже основания. Но с тех пор в памяти народа жил образ мечети и ее легендарного защитника. По сути, мечеть Кул Шариф — лучший памятник тем, кто в 1552 году героически встал на защиту Казани.
Церемония торжественного открытия
По приглашению Президента Минтимера Шаймиева, Премьер-министра республики, муфтия Татарстана и оргкомитета на открытие мечети Кул Шариф прибывает 500 высоких гостей из разных регионов России, государств дальнего и ближнего зарубежья, в том числе 14 послов мусульманских стран в Российской Федерации, министры по делам религий крупных мусульманских стран, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджутдин, муфтии стран СНГ и ряда регионов РФ. На торжестве в [убрано] также будут присутствовать все татарстанские имамы (свыше тысячи человек).
Всего же на церемонии сможет побывать 5 тысяч приглашенных, полторы тысячи из них примут участие в первом богослужении в новой мечети, еще 3 тысячи будут молиться на площади около нее.
Международный пресс-центр 1000-летия Казани