Образование в Казани

«Новая школа» ждет кандидатов наук

20 августа 2009
«Новая школа» ждет кандидатов наук

«Новая школа», которую собирается строить Россия, состоится только с появлением нового учителя, блестяще образованного, эрудированного, признанного лидера, — таков татарстанский взгляд на эту проблему. Понятно, что такому учителю и платить придется соответственно, но республика готова раскошелиться, сказал на прошедшем вчера традиционном августовском педсовете министр образования и науки Альберт Гильмутдинов.

В своем докладе он рассказал о нынешних проблемах школы и вуза и очертил общие контуры будущей программы развития образования республики на период с 2010 по 2015 годы.

О том, какое значение придают в республике изменению системы образования, говорит участие в педагогическом форуме Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, Премьер-министра Рустама Минниханова, Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.

Где тонко, там и рвется

Образование в республике не может оставаться на нынешнем уровне, считает Альберт Гильмутдинов. Тревожных «звоночков» уже немало: ЕГЭ наши выпускники по всем предметам сдали хуже, чем сдавали в среднем по РФ, а тех, кто не справился с заданиями по математике и русскому языку, у нас вдвое больше. Причем большинство медалистов набрало меньше 65 баллов из 100 возможных, то есть не подтвердило медаль. Лишь один из десяти победителей предметных олимпиад поступает в казанские вузы. Остальные — уезжают в Москву и Санкт-Петербург.

И это при том, что в республике немало делается для системы образования. Как заметил Президент РТ, даже в условиях кризиса о школе не забывают, почти половина расходов скорректированного республиканского бюджета тратится на образование. В чем же дело?

Учитель, перед именем твоим…

- В учителе, — убежден министр образования. — Сколько денег ни вкладывай в оборудование и новостройки, без харизматичного учителя толку не будет.

А что происходит с подготовкой педагогических кадров теперь? Только 40 процентов выпускников педвузов приходит в школу. 20 процентов из них уходят, едва проработав год. О подготовке, которую они получают в стенах вузов, — разговор особый. По мнению министра, в педвузы зачастую идут слабые абитуриенты, а готовят их преподаватели, которые сами не помнят, когда видели живого ученика. Чтобы хоть отчасти исправить положение, министр предложил каждому вузу взять под свое крыло несколько базовых школ, где вузовские преподаватели могли бы вести уроки. Ту же практику можно предложить Институту развития образования: повышать квалификацию учителей не на кафедрах, а в школах.

Альберт Харисович решил начать с себя: он собирается в этом году вести в одной из школ «основы лидерства». Кстати, мэр Казани Ильсур Метшин в своем выступлении также затронул тему лидерства. Он привел данные опроса, проведенного среди казанских студентов: лишь 5 процентов из них готовы открыть свое дело. Связано это с отсутствием лидерских качеств и с профессиональной некомпетентностью. Зато других амбиций — желания получить большую зарплату, хорошую квартиру, машину — у ребят хоть отбавляй.

Головной болью республиканского образования остаются и малокомплектные школы: у нас 42 школы, где учится 1 ученик, 49, где 2 ученика, 59, где 3. Из 2300 школ республики малокомплектных — половина. Это как раз те случаи, когда, по словам министра, за самое низкое качество образования государство платит самую дорогую цену. Выход из этой ситуации он видит в переводе учеников в базовые школы (сейчас их 253, скоро к ним прибавятся еще 53, программа «Школьный автобус» успела себя хорошо зарекомендовать), в открытии интернатов при базовых школах. Кстати, в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века в республике была такая практика. И третий вариант — дистанционное обучение.

Для того, чтобы побудить педагогов к инновациям, министр предложил учредить педагогическую номинацию в конкурсе «50 лучших инновационных идей». Хотя и без того 74 процента разработок-победительниц принадлежат вузовским ученым.

В будущей Президентской программе, как сказал Альберт Гильмутдинов, ведущее место займет привлечение в школу успешных специалистов, лучших магистров и кандидатов наук из разных вузов. Привлекать их собираются высокой зарплатой и возможностью профессионального роста, научной работой в сочетании с учебной. Лучшим учителям будет выплачиваться еще один оклад, от неудавшихся педагогов станут избавляться, чтобы не портили жизнь себе и детям. Оценка работы учителя будет включать многие компоненты, в частности результаты ЕГЭ и опросы учащихся.

Собственно никакого открытия в Татарстане не сделано. О ведущей роли учителя писал еще Ушинский, а до него и после него многие другие не менее авторитетные педагоги. Вот только писать-то они писали, да кто же их слушал… Уже давно пора воздать учителю по труду. И сейчас, и в СССР учителю доверяли самое важное в жизни — наших детей, а платили вполовину меньше, чем тем, кто варил сталь или собирал самолеты. Сейчас важно понять, насколько серьезны намерения наших властей пойти на большие траты, а то, что Президентская программа будет дорогостоящей, очевидно. Доплатами в 20 процентов тут не отделаешься.

Президент в своем выступлении заявил, что республика готова к таким тратам, и, несмотря на кризис, будет создавать условия для учительства. Работа над программой уже ведется, и к ней нужно привлечь учителей и директоров школ. Особое внимание, по мнению Президента, нужно обратить на учителей начальной школы, которые «программируют» учеников на все 10 лет учебы.

Новации и хорошо забытое старое

Альберт Гильмутдинов сообщил, что на базе самых продвинутых гимназий будут создаваться Центры образования — это уже высший педагогический пилотаж. В Татарстане таких центров пока нет, в России их более десятка. Кроме того, в республике намерены возродить сеть технических кружков. О такой необходимости наша газета пишет с середины девяностых, когда печально известное 402-е постановление Кабмина подорвало основу отлаженной системы дополнительного образования. Как говорится, лучше поздно, чем никогда! Планируется создать интерактивный музей, где дети смогут на практике осваивать многое из того, о чем читают в учебниках. Что же до начальной школы, которую так высоко оценил Президент, дети должны заканчивать ее без троек. Причем речь идет о реальной их подготовке, а не о том, чтобы «рисовать» нужные оценки в журнале.

Националы против стандартов

Перед началом педсовета у гимназии был выставлен пикет представителей национального движения, которые протестовали против новых стандартов образования, связывая с ними сокращение часов на татарский язык и сдачи ЕРЭ на русском языке. К ним подошел Президент Минтимер Шаймиев и заверил, что власти республики работают над этими проблемами совместно с федеральным центром.

Эту тему уже на совещании продолжил Александр Кондаков, генеральный директор ОАО Издательство «Просвещение», руководитель группы, разработавшей стандарты нового поколения. Он дал развернутую характеристику этим стандартам. В их основе — демократические ценности, высокие стандарты жизни, концепция поликультурности. Альберт Гильмутдинов подтвердил, что если стандарты будут приняты в представленной сейчас редакции, то для национального образования откроются большие возможности.

Одной из самых динамичных в России назвал татарстанскую систему образования «московский гость» Николай Булаев, руководитель Федерального агентства по образованию Минобраза и науки РФ.

В заключение выступил Минтимер Шаймиев, который также уделил внимание национальному образованию, которое должно развиваться в демократической федерации. По новым стандартам у детей будет возможность осваивать родной язык в начальной школе. Сейчас важно, чтобы этим занимались еще раньше — уже в детсадах.

Касаясь вводимого через три года курса духовно-нравственного воспитания, Президент сказал, что разделение детей по конфессиям, которое появляется в случае выбора для изучения одной религии, для Татарстана неприемлемо. Остаются два других варианта: изучение основ религии или светской этики. По мнению Президента, спешить не стоит, надо посмотреть, как пойдут дела в пилотных регионах, а потом принимать решения для себя.

Минтимер Шаймиев выразил надежду, что на территории республики появятся федеральный и исследовательский университеты, он одобрил акцию «Помоги собраться в школу».

Августовский педсовет породил определенные надежды на преобразования у многих учителей, хотя и скептиков тоже немало. Посмотрим, кто окажется прав.

«Время и деньги»

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

26 июня 2017 г.
Поиск
 

Например «»


Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы