Казанские школьники проходят тестирование уровня знаний
Сегодня в школах Вахитовского, Ново-Савиновского, а также Советского районов Казани проходят тестирования учащиеся 4-11 классов по итогам первого полугодия 2006/2007 учебного года. 13 декабря срезу знаний подверглись учащиеся школ Авиастроительного, Кировского, Московского и Приволжского районов города. Всего за эти два дня тестирование, которое является частью комплексного педагогического мониторинга, пройдут 17 тыс. 460 казанских школьников.
Сегодня мэрия Казани организовала поездку журналистов в школу №167 Советского района города, где с самого утра проходит тестирование знаний учащихся. В 9 часов, как и в остальных 185 школах, в класс директора был привезен специальный ящик, в котором содержалась инструкция по эксплуатации, бланки вопросов, но самое главное — алгоритм выбора тестируемых учеников, который составляется с помощью компьютерной программы. Методом случайной выборки пять учеников из каждого класса проходят тестирование по следующим предметам: филологии (литературе и русскому языку), математике, истории, географии, рыночной экономике, физике, химии, биологии, информатике, иностранным языкам, татарскому языку и физической культуре.
Как рассказал директор городского центра компьютерных технологий Мударис Каюмов, эксперимент по проведению тестирований для проверки качества знаний казанских школьников, начался в 1998 году. Эта методика тестирования, разработанная начальником управления образования исполкома Казани Ильдаром Галиахметовым, стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический тест — измерительный инструмент». Особенностью метода является срез знаний не избранных олимпиадников, а массовое измерение качества образования всех школьников. Результаты тестирования позволяют не только составить рейтинг школ города, но также выявить пробелы в школьной программе и их устранить.
По его словам, в каждом задании теста содержится 10 вариантов, что практически исключает возможность списывания. Все бланки тестов сделаны по образу ЕГЭ, что позволяет учащимся одновременно готовиться к сдаче главного школьного экзамена. Длительность тестирования определяется в зависимости от класса — от 1 часа 15 минут в четвертом до 2,5 часов в 11 классах. Подготовкой вопросов для тестирования занимались лучшие учителя и методисты Казани, а обработать результаты предстоит специалистам городского центра компьютерных технологий.
Как подчеркнула заместитель начальника управления образования исполкома Казани Татьяна Пономарева, тестирование позволяет сложить наиболее объективное представление об уровне знаний школьников. Она напомнила, что в этом году по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина установлена стимулирующая ежемесячная доплата руководителям учреждений образования в размере от 2 до 5 тыс. рублей в месяц в зависимости от того, какое место в рейтинге занимает школа. На эти выплаты до конца 2006 года из бюджета города выделено более 3 млн. рублей, а в следующем году запланировано направить свыше 9 млн. рублей. В прошлом году лидерами рейтинга стали 159 лицей, школа №94 школа и 12 гимназия девочек.
Данная методика, на основе которой в конце учебного года составляется рейтинг школ города, помимо тестирования уровня знаний, также включает психологическую диагностику учащихся и показатели их физического здоровья. С периодичностью два раза в год (в начале и конце учебного года) проводится срез показателей здоровья всех учащихся для мониторинга показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности. Психолого-педагогический мониторинг проводится с той же периодичностью и предполагает получение данных о мотивации учащихся, их социально-психологической приспособленности и отношений старших школьников к различным типам профессий.
Кристина Иванова, Intertat.ru