Праздники, торжества

Встречаем праздник Науруз-байрам!

18 марта 2005
Встречаем праздник Науруз-байрам!

Памятник Ходже Насретдину в Бухаре20 марта в столице на площади перед театром имени г. Камала пройдет праздник Науруз. Ожидается, что в празднике будут участвовать представители различных национальностей, проживающих в республике. На театральной площади они представят свои творческие коллективы, угостят национальными блюдами. Гостей будет встречать герой тюркских и восточных народов юморист и весельчак Ходжа Насретдин.

Традиция праздновать праздник Науруз сохранилась у многих тюркских народов. Его встречают 21-22 марта, когда наступает новый год по восточному календарю, в день весеннего равноденствия. Праздник предвещает приход настоящей весны и пробуждение природы.

В день празднования Науруза обычно молились за души предков, просили у Всевышнего хорошего урожая. Впрочем, к религии этот праздник не имеет отношения, просто ведет свою историю из глубокой древности Востока.

В этот день с самого раннего утра молодежь обходила дома с песнями-пожеланиями. Их угощали сладостями, дарили подарки. Герой булгарских мифов Субан Карга (слово карга, кстати, во многих тюркских языках означает «ворона, грач»), любивший принимать облик грача, считался покровителем этого праздника. Соответственно, символом Науруз-байрама стала птица грач. Позже молодежь ставила театрализованное представление, в основе которого лежит легенда о Субане Карга и его сыновьях — грачатах Саке и Соке.

В мифе рассказывается, что однажды дивы, желая погубить людей, построили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лед, и всему живому грозила гибель. Но Субан Карга смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена Субана – покровительница домашнего очага, молодоженов и утренней зари Тэббиче Чакчак — велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему волшебную стрелу, которая разбивала все на свете. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за медлительность, а Бог Тэнгри обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субан и Чакчак всегда окружал свет. Только когда Сак и Сок осознали свой проступок и стали храбро помогать людям. Тэнгри вернул им право жить при свете и видеться с отцом и матерью...

В древние времена в этот день, сжигая священные растения, очищали дом от нечисти, выкидывали старый хлам и ненужные вещи. Жители аулов очищались прыгая через костер.

Традиционно в праздник Науруз варили «грачиную» кашу с большим куском мяса. Пока шла подготовка к пиру детвора каталась на санках, пела частушки, за что получала угощение. Девушки устраивали певческое состязание. Лучшая певунья получала почетное имя «Зянгаркюз» («Голубоглазая»). Именно ей доверялось с высокого места (крыши дома или дерева) «позвать весну» специальной обрядовой песней.

После всех приготовлений начиналось угощение. Мясо предназначалось только воинам и почетным гостям. Парни приглашали девушек поесть каши из их тарелки. Если девушка съедала ложку каши из миски парня и забирала с собой кусочек мяса, это означало, что он ей нравится. Если она утром следующего дня съедала тот кусочек мяса, то этим давала всем понять, что хочет выйти за парня замуж. Так за грачиной кашей происходил сговор молодых влюбленных, поэтому, иногда Науруз называли Каргатуй (Грачиная свадьба).

Праздник молодежи с песнями и плясками продолжался до самого вечера.

Перед Наурузом прекращались все споры и распри, а на празднике люди прощали друг другу обиды и дарили, в знак примирения, подарки.

Алсу Абдрахманова

 Добавить обзор в избранное     Отправить ссылку другу

Другие новости раздела

 

20 августа 2017 г.
Поиск
 

Например «»


Сервисы

 


Сделать стартовой Добавить в избранное Обратная связь
Разделы