События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

«Уже очень сильно ужались — можем, как пружина, сработать»

16 ноября 2007
«Уже очень сильно ужались — можем, как пружина, сработать»

В течение последних нескольких дней цены на автозаправках в Татарстане поползли вверх. Бензин и дизтопливо уже дорожали в этом году в начале августа, и было понятно, что это первое повышение не станет последним. Но картина на этот раз нетипичная: обычно хватает 1 — 3 дней для того, чтобы на большинстве заправок по всей территории республики, начиная со столичных, ценники оказались переписаны — нынче же первыми стали повышать цену на отдельных АЗС подальше от Казани. Все это выглядит как робкая проба сил: сойдет не сойдет?.. Ведь ситуация сейчас не простая, а предвыборная.

Первым стал дорожать АИ-95 — единственная марка, цена на которую в августе не была повышена и держалась на уровне в 20,5 рубля за литр в среднем. В последнюю неделю в Челнах на некоторых АЗС литр 95-го стоил уже 22 рубля, а теперь кое-где на ближних подступах к Казани он подорожал до 21 рубля... В целом же рынок в глубокой задумчивости, не подождать ли с повышением до 2 декабря — дня выборов в Госдуму. Оно, конечно, оптовые цены, по которым розничная торговля получает горючее с нефтеперерабатывающих заводов, с начала года выросли в среднем на 29,7 процента, а розничные — только на 2,6 процента; торговать по прежним ценам — коммерчески рискованно... Но отделить коммерцию от политики в нашей стране — риск как минимум не слабее.

Ведь народу обещано, что цены на основные продукты удержатся до Нового года. И месяц назад, когда в Татарстане было принято решение о фиксации оптовых цен и розничных наценок на основные продукты питания, Рустам Минниханов заметил, что стоимость бензина тоже будет взята под контроль. Затем в Минпромторге РТ были собраны представители основных ритейлоров (сетей розничной продажи) — Татнефти, Татнефтепродукта и Ассоциации независимых предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, а также ТАИФа как единственного в Татарстане производителя бензина и дизтоплива.

— Было выработано предложение, — рассказал «ВК» глава ассоциации Николай Горюнов, — что если есть намерение удержать розничные цены, то необходимо удержать их базовую составляющую — оптовые цены, и этого можно добиться, если Татнефть будет отпускать ТАИФу на переработку сырую нефть более дешево. И тогда ТАИФ мог бы сосредоточить все свои поставки на рынке республики. (Сейчас значительная часть горючего поступает в Татарстан с Уфимского НПЗ. — М.Ю.) Трудно представить, как иначе можно решить этот вопрос, все-таки оптовые цены повысились очень ощутимо. Мы (розничные торговцы. — М.Ю.) уже очень сильно ужались, можем, как пружина, сработать — об этом мы сообщили в кабмине.

— На этом совещании рассматривался не только такой вариант, — уточняет замминистра промышленности и торговли РТ Фарид Туктаров. — Но сложность в том, что если заморозим цены по любому сценарию, то при общем росте цен в соседних регионах это не приведет ни к чему, кроме вывоза топлива с территории республики. А ведь существуют еще и налоговые риски! В частности, статья 40 Налогового кодекса, которая запрещает продавать товары дешевле их среднерыночной цены, дабы не занижался налог на прибыль... Татнефти уже предъявлялись такие претензии, когда мы вынуждали ее продавать сжиженный попутный газ населению по фиксированному тарифу... Решение в масштабах одного региона не может привести к положительному результату, единственное, что может помочь — общефедеральные меры.

Минпромторг, сообщил г-н Туктаров, проинформировал премьер-министра о результатах этого мозгового штурма и предложил, чтобы Татарстан обратился к федеральному правительству с просьбой принять такие меры. Вопрос в том, примет ли федеральное правительство на этот раз то, что прежде ему уже безуспешно предлагалось, и успеют ли эти меры подействовать (ведь в наборе предлагаемых действий есть и те, положительный результат которых неизбежно отсрочен, например, снижение ввозных пошлин на оборудование). Между тем в регионах уже ощущается дефицит бензина и дизтоплива. В частности, Татнефти уже трудно обеспечивать других потребителей, т.е. розничных торговцев, которые получают товар через нее.

Источники «ВК» в компаниях-ритейлорах дают понять, что до конца этого года горючая розница в Татарстане еще подорожает на 8 — 12 процентов. Вероятнее всего, 95-м дело не ограничится, ведь «премиум» составляет лишь десятую часть реализуемого в республике топлива, а погоду для продавцов делают АИ-92 (более 40 процентов реализации) и дизтопливо, следовательно, цены на них также должны вырасти. Между тем у нас автомобильное топливо уже в среднем дороже, чем в США.

«Вы настаивали, что наша цена догонит американскую, а я сопротивлялся, — припомнил Фарид Туктаров разговор с »ВК« примерно трехлетней давности. — Готов признать ошибку...» В сущности, мы ошибались оба: тогда трудно было представить, что наши цены не только догонят, но и перегонят Америку.

Марина Юдкевич, «Вечерняя Казань»


Другие новости раздела


18 июня 2021 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы