События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Фабио Мастранжело: Сегодня мне приятнее работать в России

05 апреля 2008
Фабио Мастранжело: Сегодня мне приятнее работать в России

Итальянский дирижер Фабио Мастранжело выступит сегодня в БКЗ им. Салиха Сайдашева с Симфоническим оркестром РТ и виолончелистом Евгением Румянцевым. Пожалуй, его можно считать самым знаменитым итальянцем в музыкальных кругах современной России: Мастранжело — приглашенный дирижер Мариинского театра, главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, Екатеринбургского оперного театра и художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская камерата».

Фабио прекрасно говорит по-русски. Его веселит, что я удивлена этим фактом, и он сам начинает нашу беседу:

— Впервые я приехал в Россию летом 1999 года, чтобы принять участие в мастер-классе гениального русского дирижера Ильи Мусина. Но за день до мастер-класса Мусин умер... Со мной занимался его ученик Александр Канторов. Мы как-то сразу стали уважать друг друга, в конце концов он привел меня в Санкт-Петербургскую филармонию и посоветовал этой организации сотрудничать со мной. С его рекомендации и началась моя карьера в России. О! Забыл сказать, что тогда по-русски я говорил плохо, знал только алфавит. Русский алфавит я выучил наизусть еще в детстве — просто так, вот захотелось почему-то. Но в этом был знак судьбы! Ни на какие курсы русского потом в Петербурге не ходил, учил все на слух, так все музыканты делают.

— Фабио, вы из музыкальной семьи?

— Папа замечательно играл на рояле, но музыка не стала его профессией, он был успешным коммерсантом. Мама нигде не работала — шила на заказ свадебные платья, фасоны которых сама придумывала. Кстати, девичья фамилия моей мамы — Руссо, это значит «Русская». Наверняка мои предки из России! Папа, кстати, любил русских: назвал мою сестру Валентиной в честь Терешковой. Но я дальше пошел — женился на русской девушке. Моей Олесе 29 лет, она играет на флейте в оркестре Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова.

— А сами вы дирижировали когда-нибудь этим знаменитым оркестром?

— Три раза, всегда — по личной просьбе Темирканова его заменить. Однажды даже перед Путиным пришлось выступать. Отлично все прошло.

— Ваш концерт в Казани будет посвящен памяти Мстислава Ростроповича. Вы были с ним знакомы?

— Да. Мы познакомились в Японии в середине девяностых годов. Это было — нарочно не придумаешь: я тогда жил в Канаде, моя подруга работала в больнице и познакомила меня как-то со своим коллегой из Японии. Этот коллега рассказал обо мне своему другу — знаменитому меценату и меломану Ясохито Сата. И вдруг я получаю от Ясохито письмо: приглашаю вас к себе в Токио, познакомлю вас с Ростроповичем. А я не мог ехать — готовился к концертам в Петербурге. Но Ясохито настоял, оплатил мне перелет из Торонто в Токио и из Токио в Петербург, я «сдался», о чем не жалею, конечно же. Ростропович — гений. Счастлив, что у меня была возможность консультироваться с ним. С оркестром Татарстана и виолончелистом Евгением Румянцевым мы сыграем на концерте любимые произведения Ростроповича — «Праздничную увертюру» Шостаковича, «Вариации на тему рококо» Чайковского, «Утес» и «Симфонические танцы» Рахманинова.

— Вам тяжело говорить «нет»?

— Это неприятно — отказывать, но мне приходилось это делать. Мне не нравится работать с оркестрами, из которых я вырос, когда мой уровень и требования выше, чем у музыкантов-инструменталистов. И когда никто из них не стремится этот уровень повышать. Все русские музыканты говорят, что я очень добрый, что уважительно к ним отношусь. Но честно вам скажу: когда люди не хотят работать, когда нет дисциплины в оркестре, я теряю терпение.

— В работе с Симфоническим оркестром Татарстана терпения хватает?

— С вашими музыкантами работаю с удовольствием, они умеют играть великолепно, это сильный оркестр. Я готов подписать контракт и занять позицию главного приглашенного дирижера в этом коллективе. Вчера, правда, чувствовал себя раздраженным на первой репетиции. Сижу потом в гримерке и думаю: что не так? И понял! Я же только что с самолета, а после перелетов у меня всегда какое-то время, как это сказать... Ушки болеют, понимаете? И я плохо слышу нюансы в игре музыкантов. Вот откуда раздражение, музыканты не виноваты.

— Почему вы дирижируете без помощи палочки?

— Взял пример с Темирканова. Но палочка у меня есть, я ее использую, только когда дирижирую музыкой современных композиторов — когда надо добиться какой-то колкости, остроты в игре. А в остальных случаях палочка мне не помогает, а мешает. Это какой-то барьер между мной и музыкантами, а я не люблю барьеров в любви. Да-да, играть музыку — это как заниматься любовью, так же прекрасно. Однажды я придумал шокирующий ответ на вопрос, что люблю больше — играть на фортепьяно или дирижировать? Так вот, дирижирование для меня — это как чисто ты смотришь на людей, которые занимаются любовью, и получаешь от этого удовольствие. А когда ты играешь на фортепьяно — ты сам занимаешься любовью.

— В этой связи интересно узнать, сочинения каких композиторов вам близки.

— Обожаю Рахманинова. Люблю Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского. Из европейских... Это Брамс. Моцарт, конечно же, его не любить невозможно. Но чуть больше я люблю Гайдна, у него замечательное чувство юмора, я это чувствую в его музыке.

— Фабио, а вы дирижировали в «Ла Скала»?

— Еще нет. Да, это считается очень престижным, но я бы не сказал, что это мечта всей моей жизни. Понимаете, в Италии доминируют профсоюзы, особенно в «Ла Скала» — спектакли все время под угрозой. Никогда не забуду, как в 1998 году оркестр, хор и монтировщики отказались работать, и дирижер Рикардо Мути сел за рояль и собственноручно сыграл всю «Травиату». В конце концов профсоюз убрал Мути. Как можно было допустить такое? Мути — выдающийся дирижер... Сегодня мне приятнее работать в России, честно вам скажу. Я еще в первый свой приезд почувствовал, что оказался дома...

Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань»


Другие новости раздела


29 марта 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы