События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

Казанский Монмартр

02 апреля 2008
Казанский Монмартр

Даже тот, кто никогда не был в Париже, знает слово «монмартр» (дословно — «гора мучеников») и отождествляет его прежде всего с волшебным миром французского изобразительного искусства. Это небольшой район города, расположенный на севере столицы на заметной возвышенности, куда ведут многочисленные улочки и откуда открываются незабываемые виды мирового центра искусств. Этот замечательный квартал города знаменит в первую очередь известными людьми, проживавшими и творившими здесь в разное время. Достаточно назвать С.Дали, К.Моне, П.Пикассо, В.Ван Гога... — имена, которые сделали Монмартр культовым местом для творческих людей всего мира.

Конечно же, Казань — не Париж, но и у тех художников, кого пленил наш город, были свои излюбленные места. Поэтому можно со спокойной совестью говорить о «Казанском Монмартре». И в этом плане неоценимую помощь окажет великолепно иллюстрированная книга-альбом «Живописное путешествие по старой Казани», изданная Государственным музеем изобразительных искусств РТ. Ее автор — Ольга Вербина. Эта книга может свободно играть роль машины времени. Стоит лишь перевернуть очередную страницу, и «оживают» картины из прошлой жизни и облика нашего славного города. Но давайте вернемся к теме нашего разговора. Для проведения сравнительного анализа обратимся к первой половине XIX века, когда в Казани творили художники из разных стран Европы, и отберем из них троих, представляющих Россию, Англию и Францию. Фамилии их и творчество известны тем, кто хоть немного интересуется историей Казани. Это русский Василий Турин, англичанин Эдвард Турнерелли и француз Андре Дюран. Все они писали Казань, ее архитектурные памятники и делали перспективные виды. Для начала нашего разговора поближе познакомимся с авторами.

Казанский художник Василий Степанович Турин родился в Арзамасе в 1780 году. После окончания Императорской академии художеств в самом начале XIX века он приехал в Казань и поступил на службу учителем рисования в Главное народное училище. В свободное от преподавательской работы время занимался иконописью. Одновременно с этим В.Турин занимался офортами. Хорошо изучив Казань и казанцев, он сделал целый ряд набросков, эскизов и этюдов, которые в 1834 году издал в Москве в виде альбома литографий «Перспективные виды Казани», состоящего из восьми листов. Этот альбом вызвал большой интерес и уже в начале XX века представлял большую библиографическую редкость.

Эдвард Турнерелли родился в 1813 году в Лондоне, учился в Ирландии в престижном Карловом колледже. Как человека цивилизованного и в какой-то степени отягощенного определенными историческими познаниями его неудержимо тянуло к путешествиям не только в пространстве, но и во времени. Таким образом в 1836 году он оказался в Петербурге, а затем и в Казани, где устроился преподавателем английского языка в университете. Человеком он был талантливым: отменно рисовал и имел весьма весомые литературные способности. Итогом его семилетней казанской жизни стал выход в свет альбома литографий «Виды Казани, рисованные с натуры» (Лондон, 1840 год) и книга «Казань и ее обитатели» (Санкт-Петербург, 1841 год). Наш город он покинул в 1844 году.

Андре Дюран родился во Франции в 1807 году. Обучался живописи в Руане. Часто выставлялся в парижских салонах. По приглашению князя А.М.Демидова в 1839 году совершил по России большое путешествие, заезжал в Казань. Итогом этой большой работы был выход в свет в 1849 году альбома литографий, среди которых были и казанские виды.

Среди тематических сюжетов у этих авторов много общего. Проследим за этим. Выберем девять памятников истории и архитектуры и с помощью плана города первой половины XIX века определим места, откуда писались эти виды.

Вид Казанского кремля. Все три автора отдали предпочтение правому берегу старого русла Казанки, выбрав практически одну и ту же точку — это район современной Гривки.

Башня [убрано]. Нарисована в комплексе с дворцовой церковью со стороны Кафедрального Благовещенского собора (художник Э.Турнерелли). А Дюран выбрал ракурс ближе к месту, где некогда располагался ханский дворец (ныне территория резиденции Президента РТ).

Кафедральный Благовещенский собор. Этот великолепный памятник истории и архитектуры красив и интересен со всех четырех сторон, но в нашем варианте художники отдали предпочтения Кремлевскому проезду с разницей его восприятия всего лишь несколько метров.

Богородицкий монастырь. Монастырь прекрасно смотрелся и с Казанки, и с Кремлевского холма. Но, взглянув на рисунки В.Турина и Э.Турнерелли, мы отчетливо увидим, что предпочтение они отдали Кремлевскому холму, с которого комплекс Богородицкого монастыря раскрывается во всей красе. Конечно же, упустить такую возможность было бы просто преступно. Не случайно все высокопоставленные особы, посещавшие Казань, в первую очередь спешили в этот монастырь к чудотворной Казанской иконе Божьей Матери.

Иоанно-Предтеченский монастырь. Обитель расположена на спуске от Ивановской площади (ныне — площадь 1 Мая), что находится перед Кремлем, она была сложным объектом для изображения. Но художники выбрали оптимальный вариант рисунка, сделав его с самой площади.

Если мы продолжим свой маршрут прямо от Кремля, то пройдем еще через три точки, откуда писались следующие виды: комплекс Николо-Гостинодворского храма — Турнерелли рисовал его от гостиного двора, а Турин — с улицы Воскресенской (ныне ул.Кремлевская). Петропавловский собор — художники выбрали место написания на улице Гостинодворской (ныне ул.Чернышевского) напротив центрального входа в собор. Университет рисовался с площади перед ним. Человек, впервые увидевший этот рисунок, прежде всего выхватывает взглядом великолепный архитектурный ансамбль храма науки. И это закономерно. Но, приглядевшись, замечает, что этот рисунок насыщен интересными типажами, которые как бы представляют лица города. Это, по всей видимости, преподаватели и студенты, люди, представляющие верхние слои казанского общества, и тут же рядом мы видим водовоза, грузового извозчика, мелкого торговца и солдата.

Памятуя то, что Казань — это «ворота Востока», обойти татарскую часть города было бы невозможно, поэтому и наши авторы обратили внимание на мечети. В.Турин запечатлел мечеть Галеева, а Э.Турнерелли — мечеть Апанаева. Точки написания этих работ расположены самостоятельно, но это скорее исключение из правил.

А вот если соединить основную массу точек одной линией, то у нас образуется целый квартал, расположенный на кремлевском холме. Чем не Монмартр?

«Время и деньги»


Другие новости раздела


29 марта 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы