В Государственном музее изобразительных искусств РТ откроется выставка «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века»
24 апреля в 15:00 в Главном здании ГМИИ РТ (ул.Карла Маркса, 64) состоится открытие выставки «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII — начала XX века». Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий — Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники.
Вход на открытие выставки свободный с 15 и до 16 часов.
Значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан составляют произведения портретного жанра.
Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII—XIX веков — царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра — парсуны, как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи — таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета. Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени — Д.Г.Левицкого, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, Дж.Доу, П.Ф.Плешанова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью — К.Барду, Р.А.Ступина, Л.Д.Крюкова, З.И.Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.
XVIII — первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины — изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.
С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве — менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.
В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.Н.Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.
Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий — Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. Произведения поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX—XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского университета, Первой Казанской мужской гимназии, Казанского Архиерейского дома, Казанского Богородичного монастыря.
Министерство культуры РТ