События города, новости Казани, обзор интернет-прессы

В Государственном музее изобразительных искусств РТ откроется выставка «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века»

23 апреля 2024
ГМИИ РТ

24 апреля в 15:00 в Главном здании ГМИИ РТ (ул.Карла Маркса, 64) состоится открытие выставки «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII — начала XX века». Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий — Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники.

Вход на открытие выставки свободный с 15 и до 16 часов.

Значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан составляют произведения портретного жанра.

Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII—XIX веков — царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра — парсуны, как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи — таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета. Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени — Д.Г.Левицкого, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, Дж.Доу, П.Ф.Плешанова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью — К.Барду, Р.А.Ступина, Л.Д.Крюкова, З.И.Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.

XVIII — первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины — изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.

С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве — менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.

В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.Н.Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.

Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий — Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. Произведения поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX—XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского университета, Первой Казанской мужской гимназии, Казанского Архиерейского дома, Казанского Богородичного монастыря.

Министерство культуры РТ


Другие новости раздела


19 марта 2025 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы