18 и 19 мая в театре им.М.Джалиля пройдет премьера балета «Спящая красавица»
18 и 19 мая 2021 года на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля в рамках XXXIV Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева состоится премьера спектакля «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа (редакция Владимира Яковлева).
На XXXIV Нуриевском фестивале зрители увидят спектакль в версии художественного руководителя балетной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля Владимира Яковлева. «В редакции 2021 года мы вернули некоторые музыкальные номера, которые были купированы прежде, изменили некоторые мизансцены, осуществили новую постановку танцев Кота и кошечки, Серого волка и Красной шапочки в сцене свадьбы Авроры и Дезире, — рассказал он. — Спектакль стал двухактным, действие более цельным, непрерывным: на антракт приходится время столетнего сна Авроры, что вполне логично».
18 мая спектакль будет представлен солистами и труппой Татарского театра оперы и балета, главные партии исполнят: Кристина Андреева (Аврора), Вагнер Карвальо (Принц Дезире), Аманда Гомес (фея Сирени), Алина Штейнберг (фея Карабос). 19 мая в спектакле выступят: прима-балерина Английского национального балета Мария Кочеткова (Аврора), премьер Национального Большого театра оперы и балета Белоруссии Артем Баньковский (принц Дезире), солистка Большого театра Антонина Чапкина (фея Сирени), Олеся Пичугина (фея Карабос). В спектакле участвуют артисты балета, оркестра, мимического ансамбля театра, учащиеся Казанского хореографического училища.
Дирижер — заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ренат Салаватов.
Напомним, фестиваль проходит в рамках реализации национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».
Премьера балета «Спящая красавица» состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Инициатором создания спектакля выступил директор императорских театров Иван Всеволожский, который привлек к работе двух гениев русского искусства — композитора П.И.Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа. Роскошный спектакль-феерия стал визитной карточкой русского балета и не сходит со сцены уже более 130 лет. Свои версии «Спящей» после Петипа создавали разные хореографы, в том числе Рудольф Нуриев.
В Казани спектакль был впервые поставлен в 1959 году, последующие редакции были осуществлены в 1973, 1988, 1997 и 2003 гг.
Художественное оформление новой «Спящей красавицы» принадлежит Анатолию Нежному (Москва). Первое действие постановки пройдет в эпоху Людовика XIV, а второе — спустя 100 лет, в эпоху Людовика XVI. «За это столетие сменяется господствующий стиль: происходит переход от барокко с его пышностью и тяжеловесностью к изящному и легкому рококо, на смену тяжелым платьям и большим парикам приходят легкие ажурные наряды с множеством мелких деталей, аккуратные парики, мушки и шлейфы», — поясняет художник. Все это точно отражено в сценографии и костюмах спектакля. «Сегодня, используя современные ткани, мы можем создавать легкие костюмы, удобные для танца, при соблюдении исторически «правильных» силуэтов. Прогресс позволил нам максимально бережно сохранить идеи авторов спектакля: создать настоящую сказку, искрящуюся феерию», — рассказал Анатолий Нежный.
Всего для премьеры было сшито более 300 костюмов. Художник-технолог по костюмам Елена Нецветаева рассказала о том, как они создавались: «Каждый костюм создан и расшит вручную. При изготовлении мы не использовали готовые набивные ткани, а рисовали на тканевой основе оригинальные орнаменты по эскизам художника. Аппликации, тамбурная вышивка — все сделано вручную. Костюмы расшиты камнями, бисером, пайетками. Нет ничего, что можно было увидеть в магазине или в интернете, все создавалось нами самостоятельно».
Министерство культуры РТ